Вопрос #87847: Постановление относительно двух совместных молитв в одной мечети. |
---|
В мечети возник конфликт между братьями. Проблема в совершении второй совместной молитвы после первой в которой есть постоянный имам. Некоторые братья возражают против этого и препятствовали этому. Я надеюсь что вы сможете дать совет. |
Вся хвала Аллаху. Существует случаи в которых разрешено проводить вторую совместную молитву и случаи когда ее нельзя проводить. К запрещенным относится случай, когда люди заранее договариваются придти в мечеть, после того как имам совершит первую совместную молитву. Также запрещено, когда вторая молитва в мечети превращается в нечто постоянное, систематическое, как например когда устанавливается, что первая совместная молитва будет в определенное время, а вторая в другое время. Это однозначно запрещено, потому что это приводит к разобщению среди мусульман и люди перестают стремиться к первой молитве. Но если вторая совместная молитва совершается в мечети не преднамеренно, без какой либо договоренности, как например, когда группа людей заходит в мечеть после того как имам закончил молится и они молятся совместно, то относительно этого имеются различные мнения. Правильным является мнение, что это разрешено и мустахаб, потому что приносит награду за совместную молитву. Шейх ибн Усеймин (рахимахуллАх) сказал, описывая случай второй молитвы в мечети: Что касается первого сценария, когда в мечети постоянно совершается две совместные молиты, то это несомненно макрух, если не харам, потому что это бида (нововведение) и не было известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Другим примером является al-Masjid al-Haraam, до тех пор пока Саудовское правительство не изменило ее, в ней было четыре джамаата у каждой из которых был имам: Ханбалитский имам руководил молитвой для Ханбалитов, Шафитский имам руководил Шафиитами, Маликитский имам руководил Маликитами и Ханафитский имам руководил Ханафитами. Он говорили: Это место Шафи, это место Малики, это место Ханафи и это место Ханбали. Но король Абдуль Азиз вошел в Мекку и сказал: «Это разделяет умму, т.е. мусульманская умма разделяется в одной мечети, и это не дозволено. Поэтому он объединил всех за одним имамом. И это было одним из его благих и достойных дел (да проявит Аллах над ним милость) Разделение уммы запрещено. Более того, это ведет к лени, потому что люди могут сказать: Если есть вторая совместная молитва, то мы подождем, когда придет вторая группа и люди перестанут стремиться к участию в первой совместной молитве за имамом.» Затем он упомянул о втором случае и сказал: «Что касается второго случая, когда это происходит без предварительного сговора, т.е. в мечети есть постоянный имам, но иногда двое или трое людей опаздывают по уважительной причине, то в этом вопросе ученые разделились. Некоторые ученые сказали, что совместная молитва не должна повторяться, т.е. следует делать каждому по отдельности. Во первых: хадис Убай ибн Кааба, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человеку молится с другим лучше, чем молиться одному, и молится с двумя людьми лучше чем молится с одним человеком. Чем больше людей, тем милее это Аллаху» Передан Абу Даудом (554) и ан Насаи (843). Здесь ясно указывается на то, что лучше молится с другим человеком, чем одному. Если мы скажем, что не должно быть второй совместной молитвы, то это значит, что мы предпочли менее предпочтительный выбор, а это противоречит тексту. Во вторых: Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел вместе с сподвижниками, и пришел один мужчина после того, как они завершили совместную молитву. Он (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку и помолится с ним?» Один из людей встал и помолился с человеком» Тирмизи (220). Это ясно показывает на то, что совместная молитва может быть совершена после постоянной совместной молитвы, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потворствовал тому, что кто-нибудь совершил молитву с этим мужчиной. Если кто-нибудь скажет, что это милостыня, а когда двое мужчин опаздывают и совершают вторую совместную молитву в мечети, то они совершают то, что они обязаны сделать, то на это можно ответить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал совершить этот акт благодеяния и помолиться с тем мужчиной, тому кто уже совершил молитву, то разве не является предписанным человеку, который еще не совершил молитву, молится с этим мужчиной? Третий сценарий, когда мечеть находится на рынке или на дороге и т.п. Если это мечеть на рынке, где люди приходят и уходят, и двое или трое или десять мужчин собираются, молятся, а затем уходят, как происходит в мечетях на рынках, то повторить совместную молитву не является макрухом. Один из ученых сказал: По этому поводу имеется консенсус и нет различий во мнениях, потому что это мечеть, куда приходят и уходят разные группы, и нет постоянного имама за которым люди могли бы объедениться. al-Sharh al-Mumti’ (4/227-231). Мы можем посоветовать нашим братьям примириться и стараться объединиться и покончить с разногласиями и разобщенностью и эгоизмом. Следует стараться придерживаться единства и гармонии; разве это может быть причиной для разделения и ссор? У нас есть пример Абдуллах ибн Мусуда (радиа ллаху анху) который критиковал Османа (радиа ллаху анху) за то, что тот совершил полную молитву в Мине, но несмотря на это, он также совершил полную молитву. Когда его спросили обо этом, то он сказал: «Разделение - зло» Абу Дауд (1960). Среди указаний на важность единства, то что большое количество ученых сказали, что дозволено имаму упускать некоторые виды сунны, для того чтобы объединить людей, как Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал: «Если имам думает, что какое либо действие является мустахабом, но люди молящиеся за ним не считают это мустахабом, и он пропускает это ради единства и гармонии, то это лучше. Примером этого является намаз витр, в отношении которого имеется три мнения: 1. Витр может совершаться только в три раката, подобно Магрибу, и это мнение людей из Ирака 2. Витр может совершаться только в один отдельный ракат, это мнение многих людей из Хиджаза 3. Оба мнения приемлемы, это мнение Шафи, Ахмада и других и это правильное мнение, не смотря на то, что они предпочитали один отдельный ракат. Если имам считает, что его следует выполнять отдельно, а люди за ним считают, что витр следует совершать как Магриб, и он соглашается с ними для того чтобы объеденить, то это лучше, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише: «Если бы твои люди не избавились от джахилии так недавно, я бы разрушил Каабу и построил бы ее на уровне с землей и с двумя дверьми, одна для входа другая для выхода». Но от отказался от того, что было по его мнению лучшим, для того чтобы не отчуждать людей. Если человек считает, что чтение басмалы в слух правильно, но за ним стоят люди которые так не считают, или наоборот, то если он согласится с ними, то это лучше» al-Fataawa al-Kubra (2/118). Мы просим Аллаха наставить нас на правильный путь. |