Вопрос #81949: Когда большое омовение /гусль/ обязателен и когда желателен? |
---|
Обязательно ли большое омовение после поллюций, или только после полового акта? Каковы иные случаи, когда большое омовение обязательно или желательно? |
Хвала Аллаху. Гусль (большое омовение) может быть обязательным и может быть желательным. Ученые (да помилует их Аллах) разъяснили все эти случаи, и разделить их можно на три группы. Первая группа: причины, из-за которых совершение большое омовения становится обязательным, и в отношении которых ученые единодушны: 1. Выход семени, даже если это случилось не из-за полового акта. В Энциклопедии по фикху сказано: Все ученые единодушны /иттифак/, что выход семени является основанием, из-за которого большое омовение становится обязательным. Ан-Науауи даже передал единогласие /иджма‘/ ученых по этому поводу. И в этом вопросе нет различий между мужчинами и женщинами, во время сна произошел выход семени или наяву. Основным по этому вопросу хадисом является хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Вода от воды (семени)“ (Муслим, № 343). Значение этого хадиса, как это сказал ан-Науауи, заключается в том, что после выхода семени обязательно необходимо совершить омовение[1]. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 6010, № 12317 и № 47693. 2. Проникновение головки полового органа во влагалище, даже если семяизвержения не случилось. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 7529 и № 36865. 3, 4. Менструация и послеродовое кровотечение. В Энциклопедии по фикху сказано: «Ученые единодушны, что менструация и послеродовое кровотечение являются причинами обязательности большого омовения /гусль/. Ибн аль-Мунзир, Ибн Джарир ат-Табари и другие передали единогласие /иджма‘/ ученых по этому вопросу. Доказательство обязательности большого омовения во время менструации в словах Всевышнего: وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُواْ النِّسَاء فِي الْمَحِيضِ وَلاَ تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىَ يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللّهُ „Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах“»[2]. Вторая группа: ситуации, когда большое омовение не обязательно, в соответствии с единодушным мнением ученых, но желательно. 1. Перед каждый собранием с людьми желательно совершить большое омовение. Аль-Багауи (да помилует его Аллах) сказал: Тому, кто собирается на собрание с людьми, желательно совершить большое омовение, очистить себя и умаститься благовониями. К этому относится большое омовение в день праздника. Ан-Науауи (да помилует его Аллах) сказал: «Это Сунна для каждого, как гласит единодушное мнение: для мужчин, женщин, детей. Так как это (делается) для украшения, и всем им велено украшаться[3]»[4] Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 48988. К этому же относится и большое омовение перед молитвой во время солнечного/лунного затмения и молитвой испрашивания дождя, перед стоянием на горе ‘Арафа, большое омовение на Маш‘ару-ль-Харам, перед бросанием камешков в дни ташрик и прочих собраний людей во время поклонения или обычных действий. 2. При изменении запаха тела или попадании на тело чего-то нечистого. Аль-Махамили, из ученых-шафиитов, сказал: «Большое омовение желательно совершить при любом изменении тела. К подобным изменениям относится те, о которых писали ученые: большое омовение желательно после сумасшествия и потери сознания, когда человек выздоровеет, и после кровопускания /хиджама/, и после посещения хаммама и прочего. Большое омовение удалит то, что попало на тело и вернет его в естественное состояние»[5]. 3. Во время некоторых видов поклонения. Например, большое омовение перед вхождением в состояние ихрам. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед вхождением в ихрам снял (сшитую по форме тела) одежду и совершил большое омовение /гусль/[6]. Ученые также сказали о желательности совершить большое перед совершением обхода вокруг Каабы для посещения /тауафу-з-зийара/ и обходом Каабы перед прощанием /тауафу-ль-уада‘/, а также в ночь Предопределения. Ибн ‘Умар также совершал большое омовение при въезде в Мекку, и сказал, что таким образом поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)[7]. Третья группа: причины большого омовения, в отношении которых между учеными есть разногласия. Из них скорее всего наиболее верными будут следующие: 1. Обмывание покойного. Многие ученые говорили, что смерть – это одна из причин большого омовения, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда умерла его дочь, сказал: Обмойте ее три, пять или более раз[8]. 2. Большое омовение для человека, который обмывал покойного. В этом вопросе между учеными существуют разногласия из-за приемлемости хадиса по этому поводу. Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Пусть тот, кто обмыл покойного, совершит большое омовение[9]. Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Желательность – это среднее и более близкое (к истине) мнение (по этому вопросу)[10]. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 6962. 3. Большое омовение в пятницу. Ан-Науауи сказал: Это является сунной у большинства ученых, но некоторые предшественники считали это обязательным[11]. Верным мнением по этому вопросу является то, которое избрал правильным шейх Ибн Таймия: Большое омовение обязательно тому, от кого исходит запах пота или иной неприятный для окружающих запах[12]. 4. После принятия Ислама неверующим. В Энциклопедии по фикху сказано: «Ученые из маликитов и ханбалитов считали, что когда неверующий принимает Ислам, он обязан совершить большое омовение. На это указывает хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что „когда Сумама ибн Асаль (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел: „Отведите его в сад такой-то семьи и велите ему, чтобы он совершил большое омовение““. Передается от Кайса ибн ‘Асыма, что когда он принял Ислам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему совершить большое омовение с использованием воды и листьев крушины[13], потому что человек, принимающий Ислам, в большинстве случаев пребывает в состоянии осквернения. Потому что большая вероятность понимается как истина, как и в случае со сном для малого омовения и введение мужского полового органа в женский для большого. Ханафиты и шафииты считали, что большое омовение для неверующего, который принял Ислам, является желательным, если он принимает Ислам не в состоянии осквернения. Потому что многие люди принимали Ислам, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не велел им совершать большое омовение. Если же неверующий принимает Ислам, и он пребывает в состоянии осквернения, то большое омовение для него обязательно. Ан-Науауи сказал: Об этом сказал аш-Шафи‘и, и большинство сподвижников (шафиитов) были того же мнения в этом вопросе[14]. Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Предпочтительнее и безопаснее совершить большое омовение[15]. А Аллаху ведомо лучше. [1] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 195. [2] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 204. [3] Для всех них желательно очиститься и удалить неприятные запахи с тела, что достигается совершением большого омовения – прим. пер. [4] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 233. [5] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 234-235. [6] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 830. [7] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1478; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 1259. [8] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1253; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 939. [9] Ахмад. Аль-Муснад. Т. 2. С. 454; Абу Дауд. Ас-Сунан, № 3161; ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 993 и он сказал, что хадис хороший; имам Ахмад в Масаилу Ахмад ли-Аби Дауд (С. 309) сказал, что по этому вопросу нет достоверного хадиса. [10] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 411. [11] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘. Т. 2. С. 232. [12] Ибн Таймия. Аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 5. С. 307. [13] Ар. Сидр – прим. пер. [14] Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия. Т. 31. С. 205-206. [15] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 397. |