Хвала Аллаху Аль-Бухари (2738) и Муслим (1627) передают от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея составленного завещания». Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом хадисе содержится побуждение к составлению завещания, и мусульмане единогласны в то, что это поощряется. Но на наш взгляд и взгляд большинства, это желательно, но не обязательно. Дауд и другие захириты (сторонники буквального понимания Корана и Сунны) говорили: «Это обязательно, по причине этого хадиса», — но у них нет такого рода доказательств. В хадисе не говорится четко, что составление завещания обязательно, но если у человека есть долг, или ему должны, или ему дали что-то на хранение, то он должен оставить указания на этот счет. Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис имеет следующий смысл: мусульманину целесообразно иметь составленное завещание, и чем раньше он это сделает, тем лучше, и желательно сделать это, когда он здоров и чтобы кто-то засвидетельствовал это; он может написать все, что ему требуется, и если появится что-то новое, он может дополнить его. Они сказали: «Ему не стоит вписывать туда незначительные вещи и ежедневные сделки». Завещание бывает двух видов: - Обязательное, где человек пишет, что должен он и должны ему, например, долги, займы или отданные на хранение вещи, или права, которые ему должны другие люди. В этом случае завещание обязательно, потому что оно защитит его имущество и избавит от ответственности. - Желательное, которое составляется на добровольной основе, например, завещание, где человек пишет, что оставляет одну треть или менее своего имущества тому, кто не является его наследником или кому-то другому; или завещание, где даются указания относительно милостыни бедным и нуждающимся и других благих дел. См. «Фатава аль-Ляжна ад-Даима», 16/264. Человек может оставить семье указания относительно своих похорон, например, кто будет омывать его, читать похоронную молитву и т.д. Он может приказать, чтобы его семья избегала нововведений, громких рыданий и других запретных действий, особенно если он знаете, что они способны на такое. Об этом свидетельствует хадис Муслима (121), согласно которому Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) сказал перед смертью: «Когда я умру, пусть не сопровождают меня плакальщицы и огонь». Ат-Тирмизи (986) и Ибн Маджа (1476) передали, что Хузайфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда я умру, не сообщайте об этом, ибо я боюсь, что это будет возвещением о смерти, так как я слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал возвещать о смерти». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи». Ахмад (10141) передал, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда я умру, не делайте надо мной палатку (на могиле) и не идите за мной с огнем, и поторопитесь отправить меня к Господу (т.е. похоронить). Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда умирает раб или хороший человек, то он говорит: «Несите меня, несите меня», а когда умирает плохой человек, то он говорит: «Горе вам, куда вы меня несете?». Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим в «Тахкик аль-Муснад». Аль-Хаким передал в «Аль-Мустадраке» (1409), что Кайс ибн Асим (да будет доволен им Аллах) дал следующее указание перед смертью: «Когда я умру, не оплакивайте меня, как не оплакивали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Аль-Хаким сказал: «Это хадис с достоверным иснадом, хотя они (аль-Бухари и Муслим) не передавали его». Аз-Захаби сказал в «Ат-Талхис»: «Он достоверный». Этот и другие хадисы свидетельствуют о правомерности завещания, где даются указания относительно похорон, запрета громких рыданий и т.п. Но определенной формы завещания, которой человек должен придерживаться, не существует. Он может оставить указания с учетом своей ситуации и подходящие его семье, связанные с его правами и правами других, о чем мы сказали выше. Важно, чтобы человек не верил, будто существует определенная формула завещания, которой необходимо придерживаться. Постоянный Комитет по фетвам спросили о форме завещания, которая напечатана в брошюре «Мое исламское завещание». Они ответили: «Прочитав это завещание, мы не нашли в нем ничего, что бы противоречило Шариату, однако определенная формулировка и распространение его среди людей создают иллюзию, будто каждому желательно писать в своем завещание то же, что и в этом, или купить его и отдать тому, кто будет исполнять волю человека после смерти, хотя так быть не должно. Положения, связанные с похоронами, можно найти в книгах по фикху, и если кому-то нужно узнать их, он может обратиться к этим книгам, а не следовать определенной формуле, тем более учитывая тот факт, что мусульмане в этой стране (Саудовской Аравии) исполняют похоронные обряды согласно Сунне». См. «Фатава аль-Ляжна ад-Даима», 16/289. И Аллах знает лучше |