Вопрос #658: Каким образом человек может совладать со своими нервами?

Я очень вспыльчивый человек, и когда сержусь, то я покидаю данное место, поминая Аллаха и говоря - لا حول ولا قوة إلا بالل – Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, однако это не помогает. Как мне быть?

Хвала Аллаху!

Гнев является одним из проявлений наущения шайтана, по причине которого с человеком случаются несчастья и другие проблемы, о которых ведомо одному Аллаху. И по этой причине в шариате основательно рассмотрен данный недостаток человеческого характера. В сунне Посланника Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) приводятся способы избавления от этой болезни или ограничения его (гнева) последствий, и из них:

1. Прибегание к Аллаху от Сатаны:

Сулейман ибн Сард сказал: Я сидел вместе с пророком (Да балгословит его Аллах и приветсвует), когда двое мужчин начали ругаться друг с другом и дошли до того, что лицо одного из них покраснело, а вены на шее вздулись. Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал тогда: Поистине я знаю слова, произнеся которые он избавится от того, что его постигло: Я прибегаю к Аллаху от Сатаны. (أعوذ بالله من الشيطان)

Хадис приведен у имамов Бухари и Муслима, аль-Фатхь 6/337 и 2610 соответственно.

Также Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал: Когда кто-то гневается и скажет ”Я прибегаю к Аллаху от Сатаны”, то его гнев стихнет.

Сахих Джами1 Саг1ир, 695

2. Сохранять молчание

Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал: Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит. Имам Ахьмад, Муснад, 1/329 и в Сахих аль-Джами1, 693, 4027

И это наставление по причине того, что гневающийся не контролирует свои чувства в большинстве случаев и может сказать слова неверия, да убережет нас Аллах от них, или проклятия, или может дать развод, который разрушит его дом, или в его словах будет ругань и порицание, которое может привести к вражде и неприязни со стороны окружающих. Вкратце: молчание является решением, помогающим избежать всего вышеперечисленного.

3. Не двигаться, утихать

Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал: Когда один из вас гневается, то пусть он сядет, если он стоит. Если его гнев не пройдет, то пусть он ляжет.

Этот хадис передал Абу Зарр (Да будет им доволен Аллах), и с этим хадисом связана следующая история: Абу Зарр поил своего верблюда водой из своего колодца, когда мимо него проходили люди, и один из них сказал: Кто из вас опередить Абу Зарра (в черпании воды из колодца) таким образом, чтобы у него волосы встали дыбом? Один из них вызвался это сделать, и в результате сломал колодец. Абу Зарр полагал, что человек собирается ему помочь в поении его верблюда, а вместо этого он его обидел и сломал колодец.

После этого Абу Зарр сел, а затем лег. Когда его спросили о том, почему он сначал сел, а затем лег, он ответил: Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал…и далее он упомянул приведенный выше хадис. Муснад имама Ахмада 5/152, также в Сахихе аль-Джами1 694.

Это наставление пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует) направлено на удерживание гневающегося от безрассудных поступков, которые могут привести к драке, нанесению увечий или даже убийству, как об этом будет рассказано ниже – или же действий, которые пагубно скажутся на его имуществе и т д. И поэтому, человек в сидячем положении менее подвержен ярости и возбуждению, а в лежачем положении – он еще меньше предрасположен нанести кому-либо вред.

Аль-Аллама аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т д. Сидящий – менее способен на это,а лежащий – не способен от подобных действий (если не встанет в стоячее положение). И повеление пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершение которых он будет раскаиваться потом. Сунан Абу Дауда, Ма1алим ас-Сунан 5/141.

4. Следовать завещанию посланника Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует):

Передается от Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах), что один человек сказал пророку (Да балгословит его Аллах и приветсвует): Сделай мне наставление!

Он (Да балгословит его Аллах и приветсвует) ему ответил: Не гневайся.

И этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) повторил ”Не гневайся” несколько раз. Аль-Бухари, Фатхуль Бари 10/456

В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: И я подумал над тем, что сказал пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) и понял, что гнев собирает в себе все зло.

Муснад Ахьмада 5/373

5. Не гневайся и тебе будет рай. Достоверный хадис

Этот достоверный хадис приводится в Сахих аль-Джами 7374, смотри аль-Фатх 4/465

И если человек вспомнит что Аллах (Свят Он и Велик) обещал богобоязненным, которые сторонятся причин, приводящих к гневу и делает джихад со своей душой, стараясь ее сдерживать, это является одной из основных причин способствующих тушению огня гнева, а также то, что было обещано из великой награды тем, кто сдерживает себя в гневе, как это сказано в хадисе пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует): Тот, кто сдержит себя в гневе, в то время как он может совершит какое-либо действие в соответствии с ним, наполнит Аллах (Свят Он и Велик) его сердце довольством в День Воскресенья. Передал ат-Табараний 12/453, также он приводится в Сахих аль-Джами 176

Также другая великая награда обещана пророком (Да балгословит его Аллах и приветсвует): Тот кто сдержит свой гнев, в то время как он может действовать в соответсвии с ним, вызовет его Аллах (Свят Он и Велик) перед своими творениями в День Воскресенья и позволит ему выбрать из гурий ту, котоюю он пожелает. Абу Дауд 4777 и другие, и назвал его хорошим в Сахих аль-Джами 6518

6. Понимание того высокого статуса и преимуществ того, кто контролирует себя

Посланник Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) сказал: Не тот силен, кто может взять вверх в борьбе другого, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева.Ахьмад 2/236, согласованный хадис

И чем сильнее гневается человек, тем выше статусом бывает тот, кто сможет себя сдержать. Сказал пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует): Самый сильный тот, кто у кого от гнева покраснело лицо и вздулись вены, и он смог победить свой гнев. Имам Ахьмад 5/367, и назвал его хорошим в Сахих аль-Джами 3859

Анас (Да будет доволен им Аллах) передал, что пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) как-то проходил мимо дерущихся людей и спросил: Что это? Ему ответил, что один из дерущихся самый сильный, и если он дерется с кем-то, то он его всегда побеждает. Пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) ответил: Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, и он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтано того, кто его притеснил. Передал аль-Баззар. Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим, аль-Фатх 10/519

7. Следование примеру пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует) в гневе

Пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) является нашим лидером и установил для нас высочайший пример для подражания в этом вопросе, как это передано в ряде хадисов. Одним из самых известных является хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я шел вместе с Посланником Аллаха (Да балгословит его Аллах и приветсвует) и он был в наджранском плаще с грубым воротником. К нему подошел бедуин и схватил его грубо за край плаща, и я увидел следы от воротника плаща на его шее. Затем бедуин сказал: О Мухаммад, дай мненекоторые из богатства Аллаха, что Он тебе дал. Пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) повернулся к нему и улыбнулся, а затем приказал, чтобы ему дали что-то. «(Согласованный. Фатх аль-Бари, 10/375)

Еще один способ, которым мы можем следовать примеру Пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует), это сделать свой ​​гнев ради Аллаха, когда Его права нарушены. Этот вид гнев, заслуживающий высокой оценки. Так Пророк (Да балгословит его Аллах и приветсвует) рассердился, когда ему сказали об имаме, который отпугивал людей от молитвы, читая слишком длинные суры корана, также он разгневался, когда он увидел, занавеску с изображением живых существ в доме Аиши (да будет доволен ей Аллах). Он разгневался также, когда Усама говорил с ним о женщине из племени Махзум, которая украла, сказав: «Неужели вы заступаетесь за того, кто нарушил одну из границ Аллаха?», а также когда ему задавали вопросы, которые ему не нравились. И его гнев (Да балгословит его Аллах и приветсвует) был исключиельно ради Аллаха.

8. Понимание того, что противление гневу является одним из признаков праведности

Это те, которых восхвалил Аллах в Своей Книге и Его посланник (Да балгословит его Аллах и приветсвует) и приготовил для них сады Рая, ширина которого как небеса и земля. И из их качеств: …которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро. Семейство Имрана, 134.

И это те, благородные нравы которых и их прекрасные качества и деяния были упомянуты Аллахом, и те, кем восхищаются люди и стараются быть на них похожи. И одним из их качеств является: которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются. Шура, 37

9. Прислушиваться к напоминанию

Гнев является частью человеческой природы, который проявляется у людей по разному. Сдерживать гнев может очень тяжело для человека, но те, кто искреннен, если им напомнить об Аллахе в минуты приступа гнева, вспомнят Его, и не выйдут за пределы Его установлений. Ниже приводятся некоторые примеры таких людей:

Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) сообщил, что мужчина попросил разрешения поговорить с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и когда получил его, сказал: «О ибн аль-Хаттаб, ты не даешь нам достаточно (из имущества) и ты не судишь между нами по справедливости «. Умар (да будет доволен им Аллах) был так зол на него, что он готов был ударить его, когда аль-Хурр ибн Кайс, который присутствовал при этом, сказал: «Оправитель правоверный, Аллах сказал своему Пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует): «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд.» Аль-А1раф, 199. поистине этот человек один из невежд «. И клянусь Аллахом, Умар не смог преступить повелений этого аята, зачитанного аль-Хурром и остановился, придерживаясь Книги Аллаха. Передал аль-Бухари, аль-Фатх, 4 / 304.

Именно таким должен быть мусульманин, и не должен быть подобен лицемеру, который, когда один из сподвижников привел хадис пророка (Да балгословит его Аллах и приветсвует) : «Ищитеубежища у Аллаха от шайтана» ответил: «Вы думаете, что я сошел с ума? Уходи!» Передал аль-Бухари, аль-Фатх, 1 / 465.

10. Понимание пагубных последствий гнева

Негативных последствий гнева много, и все они наносят ущерб как самому гневающемуся так и окружающим. Человек в гневе может произносить слова клеветы и непристойности, он может нападать на других (физически) не конторолируя себя, вплоть до убийства.

Следующая история содержит ценный урок:

«Иклима ибн Ваиль сообщил, что его отец (да будет доволен им Аллах) сказал ему:» Я сидел с пророком (Да балгословит его Аллах и приветсвует), когда один человек пришел к нему, ведя другого человека привязанного к веревке . Он сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек убил моего брата.» Посланник Аллаха посланник (Да балгословит его Аллах и приветсвует) спросил его: «Ты убил его?«. Он сказал: «Да, я убил его ». Он спросил:« Как ты убил его? «. Он сказал:» Он и я трясли дерево, чтобы опавшие листья стали кормом для животных, и он оклеветал меня. Я рагневался и ударил его голове топором и убил его… Сахих Муслима, 1307

Гнев может привести к меньшему, чем убийство, может привести к избиению или причинению другого вреда. Если тот, кто вызвал гнев убежал, то гневающийся обращает свой гнев на самого себя, и он может рвать на себе одежду, или бить себя по щекам, или может упасть без сознания или у него может случиться припадок, или он может обратить свой гнев на окружающие его предметы и бить посуду или ломать мебель.

В худшем случае, гнев приводит к разрыву семейных отношений, то есть разводу. Спросите многих из тех, кто развелся со своими женами, когда и как они развелись и они скажут вам, что они дали развод именно в момент гнева. Этот развод приводит к страданиям детей, сожалению и разочарование, тяжелой и трудной жизни, и все это как результат гнева. Если бы они вспомнили Аллаха, сдержали гнев и искали убежища у Аллаха, ничто из этого не случилось бы. Однако противодействие и не следование шариату приводит только к убыткам.

А тот вред, который наносит гнев человеческому здоровью могут описать только врачи: тромбоз, повышение артериального давления, тахикардия (аномально учащенное сердцебиение) и гипервентиляции (быстрое, поверхностное дыхание), которое может привести к фатальным сердечным приступам, диабет и др. Мы просим Аллаха для нас хорошего здоровья.

11. Гневающийся должен помнить о себе в моменты гнева

Если бы сердитый человек мог видеть себя в зеркале, когда он злится, то ему очень не понравилось бы как он. Если бы он видел, как он меняется, и как его тело начинает трясти, и как его сущность начинает меняться, как его глаза начинают сверкать нездоровым блеском, и как его поведение начинает выходить из под контроля, начиная походит на поведение сумашедшего, он бы стал презирать себя и был бы возмущен своим ​​внешним видом. Хорошо известно, что внутреннее уродство еще хуже, чем внешнее уродство, и как радуется шайтан, когда человек находится в таком состоянии! Мы ищем убежища у Аллаха от шайтана и от того, чтобы оказаться из числа потерпевших убыток.

12. Дуа

Дуа является всегда оружием верующего, с помощью которого он просит Аллаха, чтобы Он защитил его от зла, бед и плохого поведения, и ищет прибежища у Него от впадания в неверие или совершения неправомерных действий из-за гнева. Одна из трех вещей, которые могут помочь гневающемуся спастись это: быть справедливым как в моменты довольства так и в моменты гнева. Сахих аль-Джами, 3039. Одним из дуа пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был:

اللهم بعلمك الغيب وقدرتك على الخلق أحيني ما علمت الحياة خيراً لي ، وتوفني إذا علمت الوفاة خيراً لي ، اللهم وأسألك خشيتك في الغيب والشهادة ، وأسألك كلمة الإخلاص في الرضا والغضب ، وأسألك القصد في الفقر والغنى وأسألك نعيماً لا ينفد ، وقرة عين لا تنقطع ، وأسألك الرضا بعد القضاء ، وأسألك برد العيش بعد الموت ، أسألك لذة النظر إلى وجهك والشوق إلى لقائك ، في غير ضراء مضرّ ة ولا فتنة مضلّة الله زينا بزينة الإيمان واجعلنا هداة مهتدين

«О Аллах, прибегаю к Твоим знаниям сокровенного и к Твоей власти над творениями. Дай мне жизнь если Ты знаешь, что жизнь лучше для меня, и забери мою душу если Ты знаешь, что смерть лучше для меня. О Аллах, я прошу у Тебя богобоязненности скрыто и явно, и также прошу у Тебя слово истины в довойстве и гневе, и прошу у Тебя умеренности в бедности и богатстве, и прошу у Тебя непрекращающегося балгословения, и усладу для глаз, которая не заканчивается. Прошу у Тебя довольства после Расчета, и благой жизни после смерти, О Аллах, дай мне насладиться лицезрением Твоего лика и встречей с Тобой без вреда или вводящей в заблуждение фитны. О Аллах, укрась нас украшением веры и сделай нас из тех, кто ведет и следует по прямому пути . Хвала Аллаху, Господу миров».