Вся хвала Аллаху. Никто не имеет права описывать Аллаха, иначе чем Он сам или Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) описали Его, потому что никто не знает об Аллахе больше чем Аллах, и никто из людей не обладает знанием об Аллахе большим чем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал (перевод смысла): «Вы лучше знаете или же Аллах?» (2:140) «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу.» (17:36) Дух или душа не являются атрибутами Аллаха, напротив это создание Аллаха. В некоторых местах о ней говорится в связи с Аллахом, для возвеличивания, потому что Аллах ее Создатель и Обеспечивающий, Он берет ее (у умершего) когда пожелает и дает когда пожелает. Но мы говорим о духе (в этих случаях), тоже что и о выражениях «Дом Аллаха», «Верблюдица Аллаха» «Рабы Аллаха» и «Посланник Аллаха». Все это созданные вещи и упомянуты вместе с Аллахом для возвеличивания. Среди текстов в которых говорится о духе в связи с Аллахом следующие: «затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца» (32:9) Этот отрывок говорил об Адаме. Аллах также сказал в отношении Адама (перевод смысла): «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (15:29) И Аллах сказал (перевод смысла): «и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». (19:17-19) Здесь слово «дух» относится к рабу и Посланнику Аллаха Джибрилю, которого Он послал к Марьям. Аллах упоминает о нем вместе с Собой в фразе рухуна (Наш дух или душа) для его возвеличивания. Здесь Он упомянул создание вместе с Создателем. В длинном хадисе о восрешении сказано: «… Затем Муса придет и скажет: «Я не способен на это, идите к Исе, ведь он духа (т.е. создан) от Аллаха и Слово от Него» Бухари (7510), Муслим 193 Шейх уль Ислам Ибн Теймия сказал: «Простое упоминание о чем то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами, согласно консенсусу ученых – подобно фразам «Дом Аллаха» «Верблюдица Аллаха» «рабы Аллаха». Тоже самое относится к фразе «дух Аллаха», согласно мнению ранних поколений и их имамов и их последователям. Но если, что то является Его атрибутом и не является атрибутом которым обладает кто-нибудь еще, например Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это является из Его атрибутов» Джаваб аль Сахих, 4:414 Этот принцип был высказан шейхом ибн Теймия в нескольких местах. Вещи которые упомянуты вместе с Аллахом бывают двух видов: 1. Названия которые существуют отдельно. Они упоминаются с Аллахом для возвеличивания, например Дом Аллаха, Верблюдица Аллаха, и также Дух Аллаха, что не является из атрибутов Аллаха, напротив это то, что существует отдельно. Поэтому пророк сказал согласно длинному хадису аль Бара ибн Аазиб, который описывает как человек умирает и его душа или дух выходит: «Она выходит подобно капле воды через горлышко сосуда…. И он (ангел смерти) берет ее, и затем отдает ее им (ангелам), не оставляя в своих руках ни на мгновение, и они кладут его в саван умощенный благовониями… и от него исходит запах как от лучшего сорта миска на земле, и они поднимаются с ним…» См. этот хадис в Ахкам аль Джанаиз, шейх Албани, стр 198 Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда душа (рух) изымается, глаза следят за ней» Муслим 920. Другими словами, когда душа изымается, глаза следят за ней, смотря куда они идет. Все это указывает на то, что душа существует отдельно. 2. Атрибуты которые не существуют отдельно, и им нужна сущность к которой они принадлежат, например сила, мощь, знание. Если говорится: «знание Аллаха», «воля Аллаха» и т.д. это упоминание об атрибуте вместе с Тем кому принадлежит. Ибн Каййум сказал в книге ар Рух: «… Душа сотворена или извечна?» Затем сказал: Это вопрос в котором некоторые ученые ошиблись и многие группы из сынов Адама впали в заблуждение в этом, но Аллах наставил последователей Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) на истину. Посланники единогласны в том, что душа сотворена и ее можно обучать и тренировать. Это основной принцип в религии Посланников, также как их убеждение в то, что вселенная создана, и тела будут воскрешены, и что Аллах Единственный Создатель и все кроме Него создано. Затем он процитировал Хафиза Мухаммада ибн Наср аль Марвази: «Нет разногласий между мусульманами в отношении того факта, что души (арвах) в Адаме и что его дети и Иса и другие сыны Адама созданы Аллахом, который создал их и придал им форму, затем Он упомянул их вместе с Собой, как Он упомянул все создания с Собой, и сказал (перевод смысла): «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (45:13) Рух, стр 144 Некоторые люди могут попасть в заблуждения из-за неправильного понимания аята об Исе: «Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него» (4:171) Они думают, как христиане, что слово мин (от) указывает на часть Его и что Рух (дух) – это часть Аллаха. Фактически слово мин здесь указывает на то, что Дух пришел от Аллаха, его начало и происхождение от Аллаха, потому что Он Создатель и Контролирующий. Ибн Кясир сказал: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих!» (45:13) «От Него» означает, что все это создано Им и пришло от Него, а не в том смысле, что это часть Него, как говорят Христиане. Это указывает на начало души, как было сказано в первом аяте. Муджахид сказал, что фраза «И дух от Него» означает Посланника от Него. Другие сказали, что это любовь от Него, но первое более правильно, т.е. что он создание из созданное души, и душа упомянута с Аллахом, для возвеличивания, так же как верблюдица и дом упомянуты в других аятах: «Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас.» (7:73) «очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход,» (22:26) И сказано в сахих хадисе: «Войди к Моему Господу в Его Дом»; упоминание с Аллахом для возвеличивания. Все это относится к одному типу.» Тафсир ибн Кясир, 1:784 Аль Алуси сказал: Передано, что образованный доктор христианин Рашида спорил с Али ибн Хусейном аль Ваагиди аль Мавази и сказал ему: «В вашей Книге есть нечто, что указывает на то, что Иса часть Аллаха» и прочел ему: «Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него» (4:171) Аль Вагиди прочитал аят: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих!» (45:13) И сказал: Тогда это значит, что все вещи должны быть частью Него, СубханАллах. Христианин принял эти аргументы и стал мусульманином, и Рашид сильно обрадовался и сказал: «У Христиан нет доказательств для возвеличивания Исы, когда Дух упоминается вместе с Богом, потому что это также упомянуто в отношении отличного от него. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.» (Лк 11:13) В евангелии от Матвея, сказано что иоанн креститель был наделен Святым Духом, когда был в утробе матери. В ветхом завете Бог сказал Моисею: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей .. возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.» Также: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» Также в Ветхом завете сказано, что Дух Господа опустился на Даниела, и много подобных цитат» Рух аль Мани, 6:25 В евангиле от Луки сказано: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,» «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,» (Луки 2:25-27) Это ясно показывает, что Дух это ангел который приносит откровения, и что Иса – Мессия Бога – Его раб. Бог Един и выбрал его и сделал Его Христом или Мессией. |