Вопрос #45618: Правила джихада для женщин.
Какие правила джихада для женщин?
Вся хвала Аллаху.
Джихад не является обязательным для женщин.
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал:
«Для того, чтобы джихад стал обязательным, необходимо осуществление семи условий:
1. Быть мусульманином
2. Быть совершеннолетним
3. Находиться в здравом уме
4. Быть свободным
5. Быть мужчиной
6. Быть физически здоровым
7. Быть финансово состоятельным для этого

Относительно того, что необходимо быть мусульманином, совершеннолетним и в здравом уме, то это обязательные условия для выполнения всех Исламских обязанностей, потому что кяфиру нельзя доверять на джихаде, слабоумный не может выйти на джихад, а ребенок физически слаб.
Ибн Умар сказал: «В день Ухуда, когда мне было 14, я обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но он не позволил мне принять участие в сражении…» (Согласованная версия).
Что касается того, что необходимо быть мужчиной, то это условие ставится по причине сообщения, переданного от Аишы, которая спросила: «О Посланник Аллаха, обязаны ли женщины принимать участие в джихаде?» Он ответил: «В джихаде, в котором нет сражения: Хадж и Умра».
Женщины физически слабы и поэтому не могут принимать участия в джихаде» al-Mughni, 9/163.
Хадис от Аишы (да будет доволен ей Аллах) был передан имамом Ахмадом (25361) и ибн Маджу (2901); оценен как сахих шейхом Албании в Saheeh Sunan Ibn Maajah.
Может ли женщина выйти для того, чтобы помочь раненным моджахедам?

Аль Сархаси сказал в Sharh al-Siyar al-Kabeer (1/184), глава о женщине, сражающейся вместе с мужчинами и присутствующей на войне: «Нам не нравится то, что женщина участвует в сражении вместе с мужчинами, потому что у женщин нет соответствующих физических способностей для сражения, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Это не боец», указывая на тело погибшей женщины.
И во время сражения аврат женщины может раскрыться, что может обрадовать мушриков и может стать причиной для увеличения их надежд на победу над мусульманами, и они могут подумать, что мусульмане настолько слабы, что используют женщин в сражении, они могут сказать: «Для сражения с нами им нужны женщины». Поэтому, этого следует избегать. Не рекомендуется женщинам участвовать в непосредственном сражении. Но если у мусульман нет выбора и они вынуждены пойти на это, то подобное разрешено, даже, более того, это обязательно, так как необходимо использовать все средства для победы над неверными. История о Хунейне приводится как доказательство этому.
В конце этой истории сказано: «Умм Сулайм бин Милхаан, которая сражалась в этот день, туго обвязав свою одежду вокруг живота сказала: «О Посланник Аллаха, что ты думаешь о тех людях, что убежали от тебя и позволили тебе пасть? Не следует тебе прощать их, если Аллах даст тебе над ними власть». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Умм Сулайм, прощение Аллаха безмерно». Она повторяла свое обращение три раза, и каждый раз Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал: «Прощение Аллаха безгранично».
В al-Maghaazi передано, что она сказала: «О Посланник Аллаха, не следует ли убить тех, кто убежал (с поля сражения), так же, как мы убили мушриков?» Он ответил: «Прощение Аллаха безгранично». Разве может необходимость быть большей, нежели этот случай, когда мужчины убежали и оставили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это явно показывает, что нет ничего неправильного в участии женщины в сражении, когда это необходимо, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не возражал против сражения женщины в этом случае. Но не было передано, чтобы она дал разрешение женщинам на это в других случаях. Нет ничего неправильного в том, чтобы пожилые женщины присутствовали на войне, для того, чтобы перевязывать раненных или приносить им воду и готовить им еду, потому что в хадисе Абдуллах ибн Карата аль Азди говорится: «Женщины семейства Халида ибн Валида и женщины Сахабов, подвернув рукава, приносили воду моджахедам и читали вдохновляющие стихи во время сражения с Византийцами.
Тут имеется в виду, что это были пожилые женщины, потому что молодым не разрешено участвовать из-за страха фитны, и пожилые женщины могут сами позаботиться о своих нуждах в подобных ситуациях. И передано, что Умм Мутаа, которая присутствовала в Хайбаре с Посланником Аллаха, сказала: «Я видела Аслам (одно из племен арабов), когда они пожаловались Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о трудностях, с которыми они столкнулись, и он порекомендовал им принять участие в джихаде, и они согласились. Я увидела, что Аслам были из числа первых, кто достиг стен крепости, и солнце не село в этот день, пока Аллах не позволил им захватить ее».
Этот хадис ясно указывает на то, что женщины выходили в поход с Посланником Аллаха, и он не запрещал им этого. Из этого мы узнаем, что нет ничего неправильного в том, чтобы пожилые женщины выходили вместе с моджахедами, для того, чтобы выполнять подходящие им задания.
И Аллах источник сил».
Сказано в Khishshaaf al-Qinaa’ (3/26): «Женщинам не дозволено (участвовать в джихаде), потому что они являются источником соблазна, и не способны квалифицированно сражаться, потому что они изначальны слабы и робки, и потому что нет гарантий, что враг не захватит их, и будет относиться к ним, как положено. Некоторые из ученых сказали: «Кроме жен правителя или командующего, которые могут присутствовать для выполнения его нужд, потому что так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); или это могут быть пожилые женщины в случае нужды, как, например, обеспечение водой воинов и лечение их ран, потому что аль Рубаййи бин Муавиз сказала: «Мы выходили на сражение вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), принося воду и ухаживая за ними, перенося раненных и убитых в Мадину» (Бухари).
Подобное сообщение было передано от Анаса Муслимом. Это происходило для того, чтобы мужчины не отвлекались от участия в сражении.
Все это относиться к случаям, когда враг не вторгся на землю мусульман. В случае вторжения врага джихад становится обязательным для каждого дееспособного человека, мужчин и женщины, и женщины могут выходить на сражение без разрешения мужа.
Аль Каасаани аль Ханафи (да помилует его Аллах) сказал: «Но во времена всеобщей мобилизации, как, например, вторжение врага на землю мусульман, (сражение) становится обязательным (фардайн) для каждого мусульманина, который способен сражаться, потому что Аллах сказал (перевод смысла):

« Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». (9:41)
Сказано, что этот аят был ниспослан в отношении всеобщей мобилизации.

И Аллах также сказал (перевод смысла):
«Не следовало жителям Медины и бедуинам из окрестностей оставаться позади Посланника Аллаха и отдавать предпочтение собственным жизням перед его жизнью. Это – потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (9:120)
Из Badaa’i’ al-Sanaa’i’, 7/98
Подобное сказано в al-Sharh al-Sagheer, одной из книг Маликитов (2/274): «Если враг атаковал землю Мусульман, то джихад становится индивидуальной обязанностью для каждого мужчины и женщины»
Заключение:
В принципе джихад не является обязательным для женщин, за исключение случаев необходимости, как, например, когда кяфиры атакуют земли Мусульман. В этом случае джихад становится обязательным для женщин, согласно их способностям. Если женщина не способна сражаться, то она не обязана делать этого, потому что Аллах сказал:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». (Багара, 2:286)

Аллаху известно лучше.