Вопрос #2320: Правовое положение сдачи донорской крови.
Как в шариате расценивается переливание крови?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Выдающийся ученый шейх Мухаммад б. Ибрахим Аль аш-Шейх – да помилует его Аллах! – отвечая на похожий вопрос сказал:

«Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо рассмотреть три аспекта:

1) Кто тот человек, которому переливают кровь?
2) Кто является донором?
3) Кто тот человек, которому доверяют решение вопроса о необходимости переливания крови?

Что касается первого, то есть, того, кому переливают кровь, то им должен быть такой человек, чья жизнь по причине его болезни или травмы оказалась в зависимости от переливания крови. В качестве основы в данном случае выступают слова Всевышнего: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынуждён [пойти на это], не домогаясь [запретного], не проявляя ослушания и не преступая [пределы необходимого], то нет на нём греха» (Св. Коран, 2: 173).

В другом аяте Он – пречист Он! – говорит: «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Св. Коран, 5: 3).

Всевышний также сказал: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (Св. Коран, 6: 119).

В этих аятах содержится указание на то, что, если выздоровление больного или травмированного и спасение его жизни зависят от переливания ему крови другого человека, и нет иного разрешенного шариатом снадобья и лекарства, которые могли бы обеспечить его выздоровление и спасение его жизни, то в таком случае введение ему донорской крови становится разрешенным.

По сути кровь является разновидностью питания, а не лекарства, а использование запрещенного питания при крайней необходимости является дозволенным, так же как дозволяется употреблять в пищу мертвечину в крайнем случае.

Что касается второго, то есть донора, то им должен быть такой человек, для которого сдача крови не наносит существенного вреда. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Нельзя вредить [без причины] и наносить вред [в ответ]».

Что касается третьего, то есть того, кому доверено решение вопроса о необходимости переливания крови, то им должен быть врач мусульманин.

Если же не найдётся мусульманин, то в таком случае мы не видим ничего такого, что не позволяло бы положиться на заключение немусульманина, будь то иудея, христианина, или представителя другой религии, который будет специалистом в медицине и будет пользоваться у человека доверием. Это подтверждается достоверным хадисом о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – нанял в качестве проводника человека из племени Бану ад-Диль, который придерживался языческой религии курейшитов. Об этом сообщает аль-Бухари (2104)».

«Фатава аш-шейх Мухаммад б. Ибрахим»

Похожую фетву вынес Совет Больших Алимов. Вот её текст:

«Во-первых, при необходимости человеку разрешается добровольно сдавать свою кровь, если конечно же это не вредит ему, для оказания помощи мусульманам нуждающимся в крови.

Во-вторых, разрешается создавать мусульманские банки крови, которые принимали бы от людей их добровольно предоставленную кровь и хранили бы её для оказания помощи мусульманам нуждающимся в донорстве. При этом такой банк не должен брать плату от больных и их попечителей за то, что оказывает им помощь в предоставлении крови, и не должен превращать эту услугу в средство получения коммерческой прибыли, поскольку этим затрагиваются интересы всех мусульман».

Источник: ат-Тарикы «аль-Идтырар иля-ль-ат’има ва-ль-адвийати-ль-мухаррама», С. 169.