Вопрос #21878: Оставление своего брата по вере

Оставление своего брата по вере

— Нельзя бросать мусульманина, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку покидать своего брата мусульманина на период более трех дней, отворачиваясь друг от друга при встрече. И лучший из них – тот, кто первый поприветствует». Хадис передали аль-Бухари (5727) и Муслим (2560).

Особенно, если верующий является вашим родственником: братом или сыном брата, дядей или сыном дяди. Бросать этих родственников, является еще большим грехом.
Но если оставляемый человек совершает грех, и есть польза в оставлении этого человека, так что он перестанет совершать грех, то в этом случае нет ничего плохого в его оставлении, потому что это является оставлением порицаемого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. Если он не может, то своим языком. Если он не может и это, то своим сердцем, и это – самый слабый иман». Хадис передал Муслим (49).

Основной принцип заключается в том, что оставление верующим своего верующего брата запрещено, если нет причин, разрешающих это. См. «Фатава Манар аль-Ислам» Ибн Усаймина (3/732).

Вали ад-Дин аль-Ираки сказал:

— Этот запрет распространяется на случаи, когда причиной покидания является гнев по отношению к разрешенному вопросу, который не имеет отношение к религии. Что касается покидания по причинам, связанным с религией, как совершение греха или бид’а, то это не запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал оставить Ка’ба б. Малика, Хиляла б. Умаййа и Марара б. ар-Раби’а, да будет доволен ими Аллах. Ибн Абд аль-Барр сказал: «В этом хадисе Ка’ба есть доказательство, что разрешено покидать своего брата, если тот совершил бид’а или непристойный поступок, в надежде, что это послужит ему уроком, который удержит от предосудительного». Абу аль-Аббас аль-Куртуби сказал: «Что касается покидания по причине ослушания и бид’а, то это должно продолжаться до тех пор, пока он не покается в совершенном и не оставит это». Ибн Абд аль-Барр так же сказал: «Ученые пришли к единому мнению в том, что не разрешено мусульманину оставлять своего брата более чем на три дня, кроме случаев, когда он боится, что разговор и поддерживание связи с ним может повредить его религии или плохо повлиять на его религию или мирскую жизнь. В таком случае разрешено избегать его, потому что мирное прекращение отношений лучше, чем вредные отношения». (Тархь ат-Тасриб, 8/99)

Если твой брат совершил запретное, тебе следует дать ему совет и разъяснить ему запретность совершенного им действия, объяснить ему, что нельзя совершать харам, и напомнить ему об Аллахе. Если ты увидишь после этого, что он упорствует в этом грехе, и что будет лучше покинуть его, то ты можешь оставить его, как сказано выше. Но если он просто сделал то, с чем ты не согласен, или у вас появились разногласия в определенном вопросе, нужно объяснить ему, что ты не согласен с его действием или ошибочным мнением. Если ты оставишь его в знак своего неодобрения, то это может привести к тому, что он полностью откажется от твоей точки зрения, не говоря уже о том, что это не Шариат не признает это законным обоснованием для того, чтобы оставить его более чем на три дня. В вышеприведенной фетве Шейха Ибн Усаймина было отмечено, что основной принцип в оставлении мусульманина – это запретность, если нет причин, разрешающих это.

Мусульманин должен быть сдержанным и искренним, по отношению к своим братьям, быть терпимым к ним и не обращать внимания на их ошибки. Нельзя принимать поспешные решения, которые могут стать причиной разрыва отношений и оставления в запретный способ. Да поможет нам всем Аллах в том, что Он любит и чем доволен, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду.