Вопрос #20811: Нежелательно разговаривать после ночной молитвы |
---|
Я много раз читал, что мусульманам не разрешается разговаривать после ночной молитвы (‘иша), за исключением особых случаев. Но там, где я живу, ночную молитву в мечети читают в самом начале ее времени, а не в конце. Как решить эту проблему? Разрешается ли разговаривать после ночной молитвы? |
Хвала Аллаху Нежелательно (макрух) разговаривать после молитвы ‘иша, за исключением тех случаев, когда на это есть причина или благая тема для разговора. Передается в «Сахихах» от Абу Барзы, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил спать перед ночной молитвой и вести разговоры после нее. Передали аль-Бухари 568; Муслим 647. Имам ан-Навави сказал в комментарии: Ученые сказали: причиной порицания сна перед ночной молитвой является риск пропустить молитву из-за крепкого сна, или пропустить предпочтительное и лучшее время для совершения молитвы, и опасение, что люди отнесутся к этому вопросу легкомысленно, заснут и пропустят коллективную молитву. Причиной порицания бесед после молитвы ‘иша является то, что из-за них человек может поздно лечь спать и страх, что уснув, он не сможет совершить ночное выстаивание (кийяму-лейль) и сделать зикр, или совершить утреннюю молитву вовремя, или в желательное или предпочтительное время. Человек, который поздно ложится спать, днем чувствует себя ленивым и это отражается на его религиозных обязанностях, поклонении и мирских делах. Ученые сказали: нежелательны бессмысленные разговоры после ночной молитвы. Но не макрух беседы, у которых благая цель, как например: учеба, рассказы о праведниках, беседа с гостем или невестой, чтобы приободрить их; добрая беседа с женой и детьми, разговор с путешественником о его защите или защите его багажа, примирение людей и посредничество между ними с благой целью, приказ одобряемого и запрет порицаемого, наставление людей к хорошим поступкам и т.п. Все это не порицается. Есть достоверные хадисы, которые свидетельствуют о некоторых вещах, которые мы перечислили, и все остальное тоже к этому относится. Порицается разговаривать после совершения ночной молитвы, а не с наступлением ее времени. Ученые согласились, что макрух разговаривать после ночной молитвы, если беседы не приносят пользу и благо. Он также сказал в своей книге «Аль-Азкар» (стр.533): Есть много хадисов, которые доказывают, что разрешается разговаривать на те темы, которые мы упомянули. Например, в «Сахихах» передается хадис от Ибн Умара, что однажды, в конце своей жизни, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил вечернюю молитву, поднялся после произнесения саляма и сказал: «Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней». Передается в «Сахихах» от Абу Мусы аль-Ашари, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отложил молитву до середины ночи, а потом вышел (к людям) и совершил с ними молитву. Закончив молиться, он сказал присутствовавшим: “Не спешите и радуйтесь, ибо, поистине, милостью Аллаха по отношению к вам является то, что никто из людей, кроме вас, не молится в это время!”». Передается в «Сахихе» аль-Бухари от Анаса, что они ждали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он пришел, когда была почти полночь, и провел молитву (‘иша). Анас сказал: Потом он обратился к нам со словами: «Истинно, люди помолились и уснули, а вы, все это время, пока ждали, продолжали пребывать в молитве». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он ночевал в дома своей тети Маймуны, и сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал молитву ‘иша, затем пришел и поговорил со своей женой. Абдур-Рахман ибн Аби Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал историю о своих гостях, и как он избегал их, пока не прочитал ночную молитву, а затем пришел и поговорил с ними, и с женой и сыном. Эти два хадиса переданы в «Сахихах»и существует множество подобных сообщений, но хвала Аллаху, достаточно того, что мы перечислили. Заключение: Допустимо разговаривать после совершения ночной молитвы, если это служит благой цели. Но порицается вести бесполезные разговоры, но это не запрещено (харам), если сама беседа не является запрещенной, как например, клевета и сплетни. И Аллах знает лучше |