Вопрос #174421: Он завещал свою землю сестрам. Нужно ли выполнять его завещание?
До своей смерти мой дядя принес сумку, в которой находились бумаги. Он сказал мне, что в ней бумаги на землю и некоторые документы о владении имуществом. Он не показал мне своего завещания, которое после его смерти я обнаружил в сумке.
После он закрыл сумку и в разговоре с моей матерью сказал, что оставил мне завещание. Но я думал, что он имеет в виду те бумаги, что я видел. После его смерти я открыл сумку, чтобы поискать, не упомянул ли он в бумагах, где находится завещание. Но вместе с планами земель в сумке я обнаружил и завещание.
Нужно ли мне отдать сумку жене дяди, зная, что она, узнав о завещании, не согласилась с ним и желает спрятать его от других наследников? Дядя сказал мне, что не желает, чтобы сумка находилась в его доме, у его жены или её родителя. В завещании он отдал половину своих земель сестрам, а всё имущество, полученное по окончании работы, отдал сестрам полностью?
Хвала Аллаху.
Вам нельзя отдавать жене дяди сумку и документы, находящиеся в ней, так как есть вероятность того, что она уничтожит завещание и не покажет его остальным наследникам.
Бумагу с завещанием обязательно должны увидеть все наследники. Документ также можно передать человеку, которому можно доверять, и который исполнит завещание, если оно соответствует Шариату.
Завещание /васыйа/ не противоречит Шариату в том случае, если завещается не более трети имущества, и завещается тем людям, что не являются наследниками умершего по Шариату.
Если завещанием оставляется более трети имущества, или если имущество было завещано одному из наследников, то завещание в той части, что превышает треть, или в той части, где оговаривается, что имущество оставляется одному из наследников, исполняется только в том случае, если с ним согласны все наследники.
На это указывают хадис, который привел Абу Дауд (№ 2870), ат-Тирмизи (№ 2120) и ан-Насаи (№ 4641) и Ибн Маджа (№ 2713) от Абу Умамы, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников». Аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд» сказал, что хадис достоверен.
Ад-Даракутни привел хадис от Ибн ‘Аббаса со словами: «Нельзя оставлять завещание наследнику, если только наследники не изъявят своё желание (этому)». Ибн Хаджар в «Булугу-ль-марам» сказал, что хадис хороший.
Сообщается от ‘Аиши бинт Са‘д, что её отец сказал: «В Мекке я сильно заболел. Навестить меня пришел пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я сказал ему: „О пророк Аллаха, после себя я оставляю имущество. У меня нет никого, кроме дочери. Я хочу завещать две три имущества, и оставить треть“. Он сказал: „Нет“. Я сказал: „Тогда я оставлю половину, и половину завещаю“. Пророк (вновь) сказал: „Нет“. Тогда я сказал: „Я завещаю треть, и оставлю дочери две трети“. Пророк сказал: „Треть, и треть – это много“» (аль-Бухари № 5659, Муслим № 1628).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Наследнику нельзя завещать ни много, ни мало. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, Аллах наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников“. А также потому, что из-за завещания наследник получит больше того, что ему предписал получить Аллах. Подобное есть нарушение границ Аллаха. Завещание не наследнику дозволено в доле одной трети или менее, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Са‘ду: „Треть, и треть – это много“.
Слова автора „… если только наследники будут согласны (с завещанием) после смерти, тогда исполнение его будет верным“. Очевидный смысл слов автора, да помилует его Аллах, указывают на то, что если наследники согласились (с подобным завещанием), то оно становится дозволенным. Однако этот вопрос спорен. Верное мнение гласит, что оно (остается) запретным, но с точки зрения исполнения завещания, то, если наследники будут согласны с его исполнением, его можно исполнить. Исполнение завещания будет верным, но составление подобного завещания – нет» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 11. С.139).
А Аллаху ведомо лучше.