Вся хвала Аллаху.
Во-первых: Относительно гордости за религию или за принадлежность к ней, то это то, что предписано в Исламе и является праведным деянием. История одной из битв демонстрирует это: Абу Суфьян, предводитель Курайшитов, гордился своей религией и религией своего народа – когда он еще не принял Ислам. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) ответил на его хвастовство, выражая гордость мусульманина к своей Религии и к признанию Единства Господа Миров: Бухари передал в Сахихе (3039) хадис от аль-Бара ибн Азиба, что после битвы Абу Суфьян ибн Харб стал составлять стихи и говорил: «Поднимитесь в гордости, Хубал, поднимитесь в гордости, Хубал». Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Почему вы не ответите ему?» Они спросили: «Что нам сказать, о, посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите: Аллах – Всевышний и Самый Славный». Абу Суфьян сказал: «У нас есть аль-Узза, а у вас нет Уззы» Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Почему мы не ответите ему?» Они спросили: «О, Посланник Аллаха, что нам сказать?» Он ответил: «Скажите: Аллах – наш попечитель, а у вас нет попечителя!» Аллах научил Своих рабов, что истинная гордость и совершенная слава может быть достигнута лишь при подчинении Аллаху. Аллах сказал: «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» (35:10). Т.е. кто хочет почета в этом мире и в Следующей жизни, тот пусть придерживается послушания Аллаха, тогда он получит то, что желает, потому что Аллах дает пропитание в этом мире и в следующем, и вся честь, сила и слава принадлежат Ему, как Он сказал: «…которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» (4:139) «Пусть тебя не печалит то, что они говорят, ибо могущество целиком принадлежит Аллаху. Он – Слышащий, Знающий» (10:65). «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» (63:8). Муджахид сказал: «кто жаждет могущества» (35:10) посредством поклонения идолам, то «ведь могущество целиком принадлежит Аллаху». Катада сказал: Кто желает чести, почета, могущества и славы, то Аллаху принадлежит вся честь, могущество и слава», т.е. тому следует искать чести, могущества и славы в подчинении Аллаху, Преславен Он и возвышен. Тафсир ибн Кясир, 6/536 Во-вторых: Относительно человека, который чувствует гордость за себя, то, если это по причине его религиозности, праведности и набожности, то это хорошо, но если это по причине чего-либо другого, как например, по причине родословной, предков, имущества, положения или статуса среди людей, то это является действием джахилии и не допустимо. Муслим (1550) передал от Абу Малика аль-Ашари, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: Четыре вещи из джахилии в моей умме не будут оставлены: гордость предками, злословие на родословную, предсказание дождя по звездам и причитания (по умершим). Муслим (5109) также передал от Ииада ибн Химара аль-Муджаша, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал во время одной из хутб: «Аллах ниспослал мне, что вы должны быть скромными, и что бы никто не гордился перед другим, и не преступал против другого». Аль-Маджд ибн Тамия сказал: «Аллах запретил устами Пророка два вида плохого отношения к людям: гордыню и притеснение против них и презрение к ним» Файд аль-Кадир, 2/217. Основа в этом вопросе: если гордость и почет по причине религии, то это часть религии и это восхваляемо; любая иная причина гордости является порицаемой. Чувство гордости по причине совершения поклонения и послушания означает чувство счастья за то, что человек смог сделать это, и чувство гордости принадлежности к людям, которые делают это, и это восхваление Аллаха за то, что Он спас его от ширка и мушриков, от греха и его пути. Что касается того, чтобы смотреть на рабов Аллаха сверху вниз и чувствовать себя выше их по причине своего послушания, то это самый худший вид гордости и невежества, и тот, кто поступает так, тот стоит на краю катастрофы, и существует опасность того, что его деяния будут брошены ему обратно. И Аллаху известно лучше.
|