Вопрос #14212: Непроверенная информация |
---|
Некоторые писатели, особенно в интернете, которые распространяют новости не проверяя их, и вводят в заблуждение мусульман. Например, что какой то мусульманский город пал, или что один из лидеров был убит, и другие сообщения которые ведут к расстройству и падению духа. И не приводится ни одного доказательства правдивости новости. Некоторые из них пишут в конце сообщений: «это то что я слышал, но я не уверен что это правда»
Что вы посоветует этим людям |
Вся хвала Аллаху. Конечно же, во времена несчастий пропаганда и волнения играют роль слухов. Хорошо известно, что необходимо проверять новости согласно шариату: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном.» (49:6) Аллах предостерег нас от следования тому что кто то услышал. Передано что Хафс ибн Аасим сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Достаточно человеку говорить все что слышит чтобы стать лгуном,» Мугаддимах (6) Сахих аль Дажми (4482) Передано от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достаточно греха с человека, когда он говорит все что слышит» Аль Силсиля аль Сахиха (2025) Ан-Навави сказал: «Обычно человек слышит правду и ложь, и если он говорит все что он слышит, то он лжет о вещах которые не происходили, и ложь распространяет информацию о том чего не было, и он делает это не преднамеренно.» Передано, что Мугира ибн Шуба сказал: «Пророк сказал: «Аллах запретил вам неподчинение матерям, и закапывать дочерей заживо, и нарушать права и попрошайничество. И Он не любит сплетни, много вопросов, и пустую трату денег» Бухари (2231) аль Хафиз ибн Хаджар сказал: «Относительно слов «И Он не любит сплетни (гиля ва галя – сказали - он сказал)» аль Мухиб аль Табари сказал, имеется три мнения на этот счет: 1. Это указывает что говорить много макрух, потому что это приводит к ошибкам 2. Это относится к людям которые рассказывают об этом или следят за этим, для того чтобы сказать другим: «Такой то сказал то-то, и то-то было сказано ...». Запрет на это или для того чтобы осудить излишнее усердие в этом или для осуждения определенного вида разговора.... 3. Это относится к передаче на различных мнений в религиозных вопросах, говоря: «Это сказал такой то, а это сказал такой то». Это может привести к ошибкам и относится к тем кто передает мнения без их проверки, просто повторяя тех кто их высказал. Я говорю: «это подтверждается достоверным хадисом «Для того чтобы совершить, достаточно человеку говорить все что слышит» (Муслим) Передано что Ауб Калабах сказал: «Абу Масуд сказал Абу Абдуллаху, или Абу Абдуллах сказал Абу Масуды: «Что ты слышал о том что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о выражении: «они говорят...» Он ответил: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как плохо для человека говорить: «Они сказали...»» Аль Силсила аль Сахиха 866 Аль Азимабади сказал: «Это значит, что это плохой способ для достижения объективности, говоря: «Они сказали...» Выражение «они сказали...» сродни предположению, т.е. самая плохая привычка говорить «они сказали» для своих целей, и так он говорит, что другие сказали, просто повторяя не проверяя это, и таким образом передает ложь.... Это было мнение аль Манави. Поэтому наши праведные предки старались приводить доказательства и избегали слухов. Умар сказал: «Остерегайтесь фитны, слово во время фитны может быть как огромный мечь» История показывает как опасные слухи распространялись в умме. Например: 1. Когда сахабы переехали из Мекки в Эфиопию, они были в безопасности, но когда распространились слухи о том что неверные Курайшиты Мекки стали мусульманами, некоторые сахабы вернулись из Эфиопии в Мекку, где они обнаружили, что это было неправдой, и они испытали мучения от рук Курайшитов. И все это по причине слухов. 2. Во время битвы Ухуд, когда Мусаб ибн Умайр был убит, возник слух что это был убит Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), и армия мусульман отступила из-за слуха, и некоторые из них ушли в Медину, а некоторые перестали сражаться. 3. Также произошел ужасный случай (аль ифк) с чистой и невинной Аишой, которая была обвинена в аморальном поведении, что очень огорчило Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман. И все это по причине слухов. И так, какой же правильный шариатский метод отношения к слухам? 1. Неторопливость (рассудительность) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неторопливость от Аллаха, поспешность от шайтана» Аль Силсила аль Сахиха (1795) Тот кто рассудителен может достичь цели, а кто тороплив может совершить ошибку. 2. Проверять новости Аллах сказал (перевод смысла): «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (49:6) |