Вопрос #11981: Молитва Истихара |
---|
Я хотел бы узнать больше о молитве истихара. Что следует читать, какое дуа, сколько ракатов и какую пользу я получу. Различается ли форма молитвы у ханафитов, шафиитов и ханбалитов? |
Вся хвала Аллаху. Молитва Истихара – сунна, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал каждому, кто желает сделать кое-что, но сомневается. Обсуждение вопроса намаза истихары затрагивает восемь пунктов: 1. Определение 2. Суждение 3. Мудрость в предписании 4. Причины для выполнения 5. Время для выполнения 6. Консультация с людьми до совершения молитвы 7. Что следует читать во время молитвы истихара 8. Когда следует читать дуа? 1. Определение Истихара на арабском означает поиск наставления для принятия решения о чем-либо. На арабском говорится Istakhir Allaaha yakhir laka (Проси у Аллаха наставления и Он наставит тебя). В шариатской терминологии «истихара» означает поиск наставления (к правильному решению), т.е. желание наставления в соответствии с тем, что Аллах знает, что лучше и является самым подходящим, посредством молитвы или дуа, совершаемое во время молитвы истихара. 2 Суждение Ученые единогласны в том, что молитва истихара является сунной. Доводом тому, что она предписана, является хадис, переданный Бухари от Джабира, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников совершать истихара во всех вопросах, так же, как он учил их сурам из Корана. Он сказал: «учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому, как учил нас суре из Корана, говоря: «Если кто–то из вас захочет сделать что–то, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет: Allaahumma inni astakheeruka bi ‘ilmika wa astaqdiruka bi qudratika wa as’aluka min fadlika, fa innaka taqdiru wa laa aqdir, wa ta’lamu wa laa a’lam, wa anta ‘allaam al-ghuyoob. Allaahumma fa in kunta ta’lamu haadha’l-amra (затем следует упомянуть дело) khayran li fi ‘aajil amri wa aajilihi (или: fi deeni wa ma’aashi wa ‘aaqibati amri) faqdurhu li wa yassirhu li thumma baarik li fihi. Allaahumma wa in kunta ta’lamu annahu sharrun li fi deeni wa ma’aashi wa ‘aaqibati amri (или: fi ‘aajili amri wa aajilihi) fasrifni ‘anhu [wasrafhu ‘anni] waqdur li al-khayr haythu kaana thumma radini bihi («O Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все о сокрытом. О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и произносится то, что намеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели мне его, облегчи его для меня и ниспошли мне Свое благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им»)» Передано Бухари в его «Сахихе» (1166) 3. Мудрость в предписании: Причиной предписания истихары является подчинение приказу Аллаха и практическая демонстрация того, что сам человек не обладает силой и мощь. Человек обращается к Аллаху и желает совместить благо этого мира и мира следующего. Для того чтобы достичь этого, необходимо постучать в двери Царя, Аллаха, возвышен Он, и нет ничего более полезного в этой связи, чем молитва и дуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление и обращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимо сделать то, к чему лежит сердце. 4. Причины для выполнения: В каких случаях необходимо выполнять молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем, что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какое решение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее и плохое, или в вопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступков нет нужды совершать молитву истихара. Но, если человек желает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например, следует ли совершать хадж в этот год, при том, что есть опасность нападения врага или какая-либо другая опасность; или следует ли отправляться с определенным человеком, то в этих случаях можно совершить молитву истихара. Но нет необходимости совершения истихары, когда дело касается обязательного, запрещенного или макруха. Истихару выполняют в отношении рекомендованных или дозволенных вещей. Обычно истихару не выполняют по предписанным вопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человека есть выбор между двумя вещами, и он должен принять решение, с какого дела начать. В отношении дозволенного, он может совершать истихара на регулярной основе. 5. Время для выполнения Человек, который желает совершить истихара должен быть в ясном рассудке и не иметь четкого решения по выполнению дела. Фраза «если кто–то из вас захочет сделать что–то» указывает на то, что истихару следует делать тогда, когда человек намеревается совершить дело, и тогда посредством благословения молитвы и дуа то, что является благом, станет ясным для него. И это противоположно случаям, когда определенная идея укрепилась у человека, и есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так как человек будет придерживаться того, о чем уже принял решение. Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения. И человеку не следует совершать истихару, кроме как если он решил сделать что-либо, но не обладает сильной склонности к этому. В противном случае, если человек будет совершать истихара по каждой мысли, которая пришла к нему в голову, то он никогда не остановится, и будет тратить все время на это. 6. Консультация с людьми до совершения молитвы Ан-Навави сказал: «Является мустахабом, чтобы до совершения истихары проконсультироваться с тем, кто известен как искренний, заботящийся и опытный, и кто является надежным в отношении его религиозности и знания. Аллах сказал (перевод смысла): «советуйся с ними о делах» (3:159) 7. Что следует читать во время молитвы истихара Существует три мнения относительно того, что следует читать в молитве истихара. А) Ханафиты, Маликиты и Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи, прочесть суру Кяфирун в первом ракате, и суру Ихлас во втором. Ан-Навави сказал, объясняя причину этого, что уместно читать это в молитве, для того, чтобы показать искренность и выразить обращение своих дел Аллаху. Он сказал, что также допустимо добавить к этому и другие аяты из Корана, смысл которых связан с выбором или решением. Б) Некоторые саляфы сказали, что в молитве истихара было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:68-70) И следующие аяты во втором ракате: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.» (33:36) В) Ханбалиты и некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время молитвы истихара. 8. Когда следует читать дуа? Ханафиты, Маликиты, Шафииты и Ханбалиты считают, что дуа следует читать сразу после молитвы. И это соответствует тому, что было сказано в хадисе, переданном от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, часть 3, стр. 241. Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в al-Fataawa al-Kubra: часть 2, стр. 265: Вопрос относительно Du’aa’ al-Istikhaarah: следует ли читать дуа во время молитвы или после салама? Ответ: дозволенно читать дуа истихара до и после салама, когда вы совершаете молитву истихара или другую молитву. Чтение дуа до салама более предпочтительно, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал много дуа до салама, и поклоняющийся до произнесения салама все еще находится в состоянии молитвы, и поэтому лучше читать дуа в это время». И Аллаху известно лучше. |