Вопрос #104412: Прощается ли оставление молитвы, если человек не знал о ее обязательности?

Если один мусульманин живет в немусульманской стране, а другой – в мусульманской, но они оба не молятся и умирают, то кто из них хуже? Будет ли оправдание после смерти у того, кто умер в немусульманской стране, потому что он жил в окружении немусульман и не слышал призыва на молитву (азана)?

Вся хвала Аллаху
Во-первых: Оставление молитвы является большим куфром и тот, кто не молится, выходит из Ислама. Это указано в Коране и Сунне и таково единодушное мнение Сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми). Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ . إِلَّا أَصْحَابَ الْيَمِينِ . فِي جَنَّاتٍ يَتَسَاءَلُونَ . عَنِ الْمُجْرِمِينَ . مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ . قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ
«Каждый человек является заложником того, что он приобрел,
кроме людей правой стороны.
В Райских садах они будут расспрашивать друг друга
о грешниках.
Что привело вас в Преисподнюю?
Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз»
(Завернувшийся 74:38-43)
Передается, что Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллаха) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Между человеком и неверием — оставление молитвы». Муслим, 82.
Сказал Шейх Абдуль-Азиз ибн Бааз (да смилостивится над ним Аллах): «Если вменяемый (находящийся в своем уме) человек не молится и умирает (на этом), то он является кяфиром; нельзя его обмывать, читать по нему заупокойную молитву и хоронить на мусульманском кладбище; его родственники не могут наследовать от него и его деньги передаются в казну мусульман. И это более правильное мнение ученых, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в достоверном хадисе: «Между человеком и неверием — оставление молитвы». Передал имам Муслим в своем «Сахихе». Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завет между нами и ними – молитва; кто оставил ее, тот неверный». Этот хадис с достоверным иснадом передали имам Ахмад и авторы «Сунана» от Бурайды (да будет доволен им Аллах).
Абдула ибн Шакик аль-Акили, великий табиин (приемник сподвижников, да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не расценивали упущение какого-то дела куфром, кроме упущения молитвы». И существует множество хадисов и сообщений с похожим смыслом.
Это относится к тому, кто оставляет молитву из-за лени, но не отрицает ее обязательность. Что же касается того, кто отрицает ее обязательность, то он кяфир и вероотступник, по единодушному мнению ученых».
Фатва аш-Шейх Ибн Бааз (10/250)
Во-вторых: Если человек не молится и умирает, то нет разницы, жил ли он в мусульманской или немусульманской стране. Но на нем лежит еще больший грех, если он жил среди мусульман, потому что он видел молящихся людей и все время слышал призыв на молитву.
В-третьих: Некоторые люди принимают ислам, живя в немусульманских странах, и они ничего не знают о столпах и обязанностях в исламе, например, о молитве и т.п. Это можно представить, если человек живет в пустыне, вдалеке от науки и мусульман, или в джунглях. Такой человек не считается кяфиром и даже грешником, потому что он прощается по причине своего невежества.
Сказал Шейх уль-Ислам Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах): «Но есть люди, незнающие об этих положениях и их невежество может служить оправданием для них. Нельзя называть человека кяфиром, пока не будет ясных доказательств того, что до него дошло Послание, потому что Аллах говорит:
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» [Женщины 4:165]
Следовательно, если человек принял ислам и не знал об обязательности молитвы или запретности алкоголя, то он не становится кяфиром (им становится тот, кто знал, но не верил в обязательность молитвы и запретности алкоголя) и не будет наказан, если только Послание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не дойдет до него».
Маджму аль-Фатава (11/406)
Сказал Ибн Хазм (да смилостивится над ним Аллах): «Нет разногласий среди ученых в том, что человек не является кяфиром, если он принял ислам, но не знал его законы, и считал алкоголь разрешенным и не ведал о молитве, и знание о приказах Аллаха не дошло до него. И нет разногласий в том, что человек является кяфиром, если знание дошло до него, но он упорствует (в невыполнении возложенных на него обязанностей)».
Аль-Мухалля (11/206)
Что касается невежества, то оно принимается только в том случае, если человек не имел возможности избавиться от него, спросив кого-то или ища знания самостоятельно.
Сказал аль-Карафи аль-Малики (да смилостивится над ним Аллах): «Принципы Шариата устанавливают, что незнание, которое человек мог устранить, не может считаться оправданием, потому что Аллах послал Своих Посланников к Своим Созданиям со Своим Посланием и Он приказал им познать его (послание) и действовать в соответствии с ним. Поэтому познание и действие (в соответствии с ним) являются обязанностью человека, и тот, кто не познал и не действовал, и оставался невежественным, совершил два греха, потому что не выполнил две возложенные на него обязанности».
Аль-Фурук (4/264)
Сказал Шейх уль-Ислам Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах): «Оправдание не освобождает от ответственности, если только не было возможности устранить его. Если же человек мог узнать правду, но не сделал этого, то он не прощается».
Маджму аль-Фатава (20/280)
Сказал Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти (да смилостивится над ним Аллах): «Если кто-то может учиться, но пренебрегает эти, и отдает предпочтение частным мнениям, а не тому, что написано в Откровении, то нет оправдания такому человеку».
Адва аль-Байян (7/357)
Также смотрите ответ на вопрос №10065.
И Аллах знает лучше