Вопрос #9603: Почему мы молимся пять раз в день
Я читал в Коране, что человеку следует молиться три раза: до восхода, после заката и в полдень. Так почему же мы молимся пять раз? Я надеюсь, что вы не будете мне рассказывать историю о 50 000 молитвах, которые были уменьшены до пяти. Я хочу получить вразумительный ответ.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
1. Число молитв упомянутых в вопросе ошибочно. Вначале было приказано совершать 50 молитв, но затем по милости Господа Миров их количество было уменьшено до 5.
2. Правила шариата можно разделить на две категории: те, которые можно понять на рациональной основе, и те, которые следует просто выполнять, и мудрость в этом может быть скрыта от нас, и не упоминаться ни в Коране, ни в Сунне.
Примером первого является запрет на алкоголь и азартные игры. Аллах сообщил нам причину запрета:
«Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:91)
Также существуют и другие подобные правила.
Примером второго является выполнение молитвы после полудня, обход Каабы против часовой стрелки, нисаб золота в 2,5 %, выполнение в вечерней молитве трех ракатов и многие другие правила.
Мусульманину следует принимать все, чему Аллах не объяснил причины, и сказать то, что говорят верующие: «Мы услышали и подчинились». Не следует быть как Сыны Израилевы, которые сказали: «Мы услышали и ослушались».
Учитывая то, что Аллах сказал: «Он (Аллах) не будет спрошен о том, что Он сделал, но вы будете спрошены» (21:23), лучше верующему в мирских и религиозных делах подчиниться, потому что он – раб, у которого есть Господин, и у раба нет права спрашивать Господина, почему Он предписал что-либо. Напротив, ему следует выполнять Его приказы. Если Он объясняет нам почему, то мы должны делать это, если же Он не объясняет нам, то мы все равно должны делать это.
В al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah al-Kuwaitiyyah (1/49-51) проходит интересная дискуссия, которую мы приведем здесь:
«Чтобы понять причины, по которым людям было предписано что-либо, мы можем разделить фикх на две категории:
1 – Правила, мудрость которых может быть понята на рациональной основе или потому что об этом сказано в тексте или потому что это легко понять.
К этому относятся большинство правил, которые Аллах предписал, как например, выполнение молитвы, пост, закят и Хадж в общем, выплата махра, идда (период ожидания) после развода, расходование на жену, детей и родственников, развод, когда семейная жизнь не выносима и многие другие вопросы фикха.
2 – Правила, которые предписаны нам как часть поклонения. Это правила, в которых связь между правилом и действием не ясна, например, количество молитв, количество ракатов и большинство из действий хаджа. По милости Аллаха некоторые подобные правила связаны с мудростью, посредством которой их можно понять. Эти правила предписаны для того, чтобы испытать человека на его веру. Необходимо отметить, что шариат – как общие правила, так и мелкие детали – не предписывает того, что противоречит здравому смыслу, но он может предписывать то, причину чего невозможно понять.
Если человек убежден в существовании Аллаха и что Он один заслуживает того, чтобы называться Господом, и он убежден в том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – это истинный Пророк, то он подтверждает, что Аллах – Повелитель и Господь, и что он Его раб. И если ему приказывается что-нибудь или запрещается, и он говорит: «Я не буду следовать за этим, пока не узнаю причину в этом приказе или запрете», то показал себя лжецом в своем заявлении о вере в Аллаха и Его посланника. Человеческий мозг обладает пределом, за который он не может выйти.
Тот, кто восстает против правил Аллаха, уподобляется человеку, который отправляется к доктору, заслуживающему доверия, который выписывает различные лекарства, некоторые из которых следует пить до еды, некоторые во время еды, а некоторые после еды в различном количестве и человек говорит доктору: «Я не буду принимать лекарства до тех пор, пока ты не объяснишь причину, по которой одни следует принимать до еды, другие – после, а третьи во время еды и почему количество различается, некоторые большие, некоторые маленькие?» Разве этот пациент доверяет доктору? То же самое можно сказать в отношении того, кто заявляет о вере в Аллаха и Его посланника, но восстает против того, чего не понимает. Истинный верующий, если ему приказывается что-либо или запрещается, говорит: «Слушаю и повинуюсь», особенно если ему было объяснено, что нет правила, которое он может отвергнуть по этой причине. Незнание мудрости не указывает на то, что это неправда.
Как много правил, причина которых была скрыта от нас в прошлом, и затем мы узнали о великой мудрости в них! Причина запрета свинины не была известна людям, но затем было выяснено, что она является переносчиком инфекций и болезней, и Аллах желал защитить мусульманское общество от них. То же самое может быть сказано в отношении приказа о семикратном мытье посуды, которая была облизана собакой, один из которых должен быть землей. Есть и другие правила, мудрость которых скрыта от нас, но возможно будет выяснена в будущем.
Аллаху известно лучше.