Вопрос #95880: Как следует платить закят с фонда профсоюза служащих

Каково положение участия в фонде «Общество жребия», который состоит из группы лиц, вносящих ежемесячно определенную сумму денег. В конце каждого месяца один из участников по жребию получает все сумму, которую они собрали все вместе. И так далее, пока каждый не получит свою долю… Следует ли платить с полученной суммы закят?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых, подобные денежные отношения стали известны под названием профсоюзов служащих. По этому вопросу между учеными есть разногласия, но большинство из них считают, такие профсоюзы дозволенными.

Ибн База, да помилует его Аллах, спросили о группе преподавателей, которые в конце каждого месяца собирают определенные суммы из своих заработных плат и отдают собранную сумму одному человеку из них. Во второй месяц эту сумму получает другой человек, и так продолжается, пока все не получат свои доли. Некоторые люди это называют фондом. Каково решение Шариата по этому поводу?

Он, да помилует его Аллах, ответил:

«В этом нет ничего плохого. Это похоже на кредит, условием которого не является обогащение определенного человека. Совет крупных ученых, рассмотрев этот вопрос, большинством голосов решил, что подобные отношения дозволены, так как они несут пользу всем и не причиняют вред. А Аллаха мы просим о помощи» Ибн Баз. Фатауа ислямийа. Т. 2. С. 413

Во-вторых, что касается закята, то решение об этом будет зависеть от следующего:

1. Если человек владеет суммой, превышающей нисаб, и эта сумма не уменьшается в течение года, то он обязан выплатить с нее закят. Нисабом является сумма, которая равна цене 85 граммов золота или 595 граммов серебра; год следует считать с того момента, когда появилась сумма нисаба.

2. Если человек в течение одного года получил имущество, и оно не являлось доходом от уже имеющегося имущества, например, если он получил имущество по наследству, в качестве подарка или в долг, то для него начинается новый год, и он выплачивает закят, когда пройдет ровно год. Также он может добавить его к своему имуществу, чтобы выплатить весь закят (с обоих видов имущества) в одно время – в конце первого года, а закят со второго своего имущества, получается, он выплатит заранее, до окончания полного года. Подобное дозволено.

3. Если кто-то должен этому человеку, и должник состоятелен (признает свой долг и в состоянии его вернуть), то он должен выплачивать закят по истечении года, даже если возврат долга продолжится в течение нескольких лет.

4. Если человек является должником, и у него имеется имущество, достигшее нисаба, то он должен выплатить закят с него, как только пройдет целый год, без уменьшения имущества на сумму долга, как звучит более верное мнение ученых.

Суммируя и учитывая сказанное выше по поводу закята с профсоюза (или фонда) служащих, подытожим.

А. Если кто-то из служащих получил всю сумму, и она достигает нисаба, то он или добавляет это имущество к предыдущему, которое у него достигло нисаба ранее, или начинает отчитывать новый год со времени получения этого имущества, а после выплачивает закят в конце года при условии, что нисаб будет сохраняться до конца года. Если же он полностью или частично потратит деньги, полученные из фонда, и нисаба оставшаяся сумма не достигает, то закят он не выплачивает.

Например: у человека было имущество, достигающее нисаба, в месяц рамадан, а в месяц шаууаль он получил деньги из фонда, то в этом случае он или выплачивает закят со всего имущества в следующий рамадан, или выплачивает закят за каждый вид имущества отдельно по истечение года: за первый — в рамадан, за второй – в шаууаль.

Б. Если ежемесячная сумма взноса достигает нисаба, или у человека есть еще имущество, и оно с учетом нового достигает нисаба, а также если прошел один лунный год с момента вступления в профсоюз (фонд), то с этого имущества следует выплатить закят, даже если он еще не получил выплату с фонда. Предположим, что Зейд заплатил, например, 20 тысяч риалов фонду, и если даже если его очередь получения денег еще не дошла, он должен выплатить закят с суммы взносов, потому что в этой ситуации он является тем человеком, который дал деньги в долг.

Если взнос не достигает нисаба, и у человека нет иного имущества, которое в сумме со взносом достигает нисаба, то отсчет закята начинается с того момента, когда внесенная сумма достигнет нисаба.

А Аллаху ведомо лучше.