Вопрос #93213: Он отдает в качестве милостыни свою зимнюю одежду, а на следующий год покупает новую

Когда заканчивается зима, я отдаю свою зимнюю одежду в качестве милостыни, так как не знаю, буду ли жив на следующий год. Когда следующий год наступает, я покупаю себе что-то новое. Это мне, хвала Аллаху, легко. Верны ли мои действия? Или есть поступок, вернее этого? Считается ли новая покупка излишеством, так как, получается, я каждую зиму ношу новое?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Нет ничего плохого в том, что каждый год мусульманин отдает свою одежду в качестве милостыни, а после покупает другую, или продает свою старую одежду, а деньги раздает в качестве милостыни. Это не является ни излишеством, ни расточительством в случае, если Аллах облагодетельствовал его, сделав богатым, и человек может себе это позволить. И даже более, такой поступок является благим и похвальным. Всевышний Аллах сказал:

وَآَتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ وَالْمِسْكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَلَا تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا * إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу»(сура «аль-Исра», аят 26-27).

«Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: „Расточительство – это бесполезная трата“. Также считал и Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Муджахид сказал: „Если человек потратит всё своё имущество должным образом, то это не будет расточительством. Но если он потратит мудд (мера сыпучих тел – прим. пер.) без пользы, это будет расточительством.

Катада сказал: „Расточительство – это трата имущества на ослушание Аллаха, на нечто бесполезное и непригодное“» (Ибн Касир. Т. 5. С. 68).

‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство, и который полностью расходует его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который использует её и обучает ей» (аль-Бухари № 73, Муслим № 816).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Слова „полностью“ сказаны для того, чтобы указать, что человек не оставляет себе ничего, а слова „должным образом“ означают расходование на пути поклонения и отвергают порицаемое расточительство».

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Передается от ‘Али ибн аль-Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба, учителя имама Малика, да будет доволен ими Аллах, что он одевал зимой одежду из мягкой шерсти за пятьдесят динаров и когда наступало лето ,отдавал эту одежду в качестве милостыни или продавал и раздавал выручку за эту одежду. А летом одевал одежду из Мисра, крашенную в красный цвет и говорил: „Скажи: „Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел? ““ (сура „аль-А‘раф“, аят 32)» (Тафсир аль-Куртуби. Т. 7. С. 195-196).

Что касается Ваших слов о том, что Вы не знаете, будете ли живы на следующий год, то это похвально. Я имею в виду отсутствие у Вас привязанности к этой жизни и больших надежд на мирское.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его за плечо и сказал: «Будь в этом мире подобно страннику или путнику» (аль-Бухари № 6416). Ибн ‘Умар говорил: «Когда наступает вечер, не надейся, что придет утро, а когда оно приходит, не жди вечера. Действуй, пока ты здоров и не болен, и используй свою жизнь, пока ты не покинул этот мир».

А Всевышний Аллах знает лучше.