Хвала Аллаху
Во-первых: по единому мнению ученых, обеспечение детей является обязанностью отца, и здесь не играет роли, живет ли отец с их матерью или они разведены, бедная она или богатая. Мать не обязана тратить на содержание детей, если жив их отец.
Если женщина разведена с возвратом (первый или второй развод), то на время идды мужчина должен обеспечить ее средствами и жильем. Но если она не беременна и ее идда заканчивается, эти обязанности с мужчины снимаются.
В случае, когда опека над детьми передается разведенной женщине, заботу о содержании детей должен взять на себя отец. Если мать кормит ребенка грудью, она может потребовать за это плату.
Содержание детей включает в себя расходы на жилье, еду, питье, одежду, образование. Муж должен обеспечивать детей всем, в чем они нуждаются, в разумных пределах и в зависимости от своего материального положения, потому что Аллах говорит:
لِيُنْفِقْ ذُو سَعَةٍ مِنْ سَعَتِهِ وَمَنْ قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنْفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ لا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Развод 65:7).
А это отличается от страны к стране, от человека к человеку.
Богатый муж должен тратить в соответствии со своим богатством, а если он беден или у него средний доход, то пусть тратит в соответствии со своим достатком. Если родители договорятся об определенной сумме, малой или большой, то это их право, и в случае, если между ними возникнут споры, разрешать их должен мусульманский судья.
Во-вторых: по единому мнению ученых, разведенная женщина может потребовать плату за кормление ребенка грудью.
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Отец должен договориться о выкармливании ребенка грудью, и не нужно заставлять мать выкармливать его, если она разведена. Мы не знаем, что бы в этом вопросе существовали разногласия». См. «Аль-Мугни», 11/430.
Он также сказал: «Если мать хочет выкармливать ребенка грудью за вознаграждение, то у нее больше прав на это, чем если отец найдет кого-то, кто будет делать это бесплатно или за деньги». См. «Аль-Мугни», 11/431.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «По единому мнению ученых, она имеет право на вознаграждение за выкармливание ребенка грудью, ведь Аллах говорит:
فإن أرضعن لكم فآتوهن أجورهن
«Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (Развод 65:6).
См. «Аль-Фатава аль-Кубра», 3/347.
И Аллах знает лучше