Вопрос #87853: Если имам встает совершить дополнительный ракат, то что делать тем, кто молится за ним?

Когда мы совершали совместную молитву, имам забыл о том, сколько ракатов молитвы он совершил, поэтому он совершил пять ракатов молитвы зухр. Некоторые молившиеся за ним подали ему знак, что он ошибается, но он продолжил, потому что был уверен что прав. Как нам следовало поступить?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Во-первых:

Если имам был уверен, что он был прав и он не обратил внимания на предупреждения от молившихся за ним, и о завершил свою молитву, совершив пять ракатов, то его молитва действительна и он не должен что-то делать еще. Если же он выяснил после салама свою ошибку, то ему следует совершить двойной земной поклон (поклон забывчивости) и произнести салам.

Во-вторых:

Если молящийся за имамом понимает, что имам встал на дополнительный ракат, то он должен предупредить об этом имама. Если же имам не ответил, то нельзя ему следовать за имамом, а ему следует сесть и читать последний ташаххуд и затем произнести салам. Если же он последует за ним, зная, что это пятый ракат, то молитва недействительна. Но если он следует не зная об этом или забыв, тогда молитва действительна.

Сказано в Шарх Мунтах аль-Ирадат (1/223):

«Если человек совершает ошибку, и был предупрежден двумя заслуживающими доверия людьми, то он должен остановится, если только не уверен, что поступает правильно, в этом случае, ему нельзя останавливаться.

Затем, он сказал, что если имам встал на пятый ракат, то нельзя человеку совершать молитву за ним, если человек уверен, что имам ошибается и то, что он делает не является частью молитвы. Но если он последует за имамом по причине неведения или потому что забыл, или он прекратит следовать за имамом, то его молитва действительна. Тот, кто знает, что происходит должен прекратить следовать за имамом, а тот, кто прекратил следовать за имамом, должен предупредить имама, прочитать последний ташаххуд и произнести салам, после того, как имам встанет на дополнительный ракат»

Шейха ибн Усеймина спросили: «Если имам совершает пять ракатов по ошибке, то что можно сказать о его молитве и молитве тех, кто позади? Следует ли опоздавшему совершить дополнительный ракат?»

Он ответил: «Если имам совершает пять ракатов по ошибке, то его молитва действительна и молитва тех, кто последовал за ним в молитве по ошибке или по причине беспечности, также действительна.

Но, если человек знал, что это дополнительный ракат, когда имам встал совершить его, то ему следовало сесть и произнести салам, потому что в этом случае его молитва становится недействительной, если только он не опасался, что имам встал на дополнительный ракат потому что, допустим, не правильно прочел Фатиху в одном из двух ракатов. В этом случае, ему следует ждать и не говорить салам.

Что же касается опоздавшего, который присоединился к намазу во втором ракате или в последующих, то этот дополнительный ракат засчитывается. Поэтому, если он присоединился, например, к имаму во втором ракате, то ему следует произнести салам с имамом, который совершил дополнительный ракат молитвы. Если же он присоединился в третьем ракате, то ему следует совершить лишь один дополнительный ракат после раката с имамом.

Потому что, если мы скажем, что этот дополнительный ракат не считается для опоздавшего, то получается, что он добавил преднамеренно один ракат, что указывает на недействительность молитвы. А что касается имама, то он прощается за этот дополнительный ракат, потому что он забыл (и сделал его по ошибке), поэтому его молитва не аннулируется»

Маджму Фатава ибн Усеймин, 14/20.