Вопрос #82681: Можно ли присягать кяфиру? Можно ли присягать правителю кяфиру? Ответ: Вся хвала Аллаху. Присяга (беят) – клятва на подчинение. И это шариатский договор между тем, кто клянется и тем кому клянутся – правитель или халиф. Присяга это клятва халифу, которая дается после того как авторитетные люди (ахль аль-акд) выберут его; они должны заслуживать доверия и обладать сильным мнением. В аль-Маусуа аль-Фикхия (9/274) сказано: «Бейат или присяга, как было определено ибн Халдуном в Мукаддима, означает: клятва на подчинение; приносящий клятву обещает правителю, что он примет его власть в отношении своих дел и дел мусульман и он не будет спорить с ним в этом, и он будет исполнять все обязанности, в легкие и трудные времена. После принесения присяги они кладут руку в его руку в знак подтверждения клятвы. Это похоже на то, как продавец и покупатель заключают сделку, и беят или присяга сопровождается рукопожатием» Также сказано (9/278): «Избрание со стороны принимающих решение и принесения клятвы – основа для занятия им должности. Принимающие решение (ахль аль-акд) это ученые и мудрые люди с высоким статусом, чье знание подкреплено следующими условиями: обладание доверием, хороший характер и мудрость» Наряду с условиями, которые должны быть выполнены в отношении принимающих решения, также есть условия, которым должен отвечать халиф, которому приносится клятва. Некоторые из них являются предметом разногласий, но по другим существует консенсус. Ни один из ученых не оспаривал, что правитель должен быть мусульманином, потому что беят (присяга) подразумевает применение законов Аллаха, применение шариатских наказаний (Хадд) и защита границ Ислама. И как же кяфир может применять Законы Аллаха и выполнять все это? Напротив, если правитель мусульманин стал кяфиром, то он должен быть свергнут по причине своего куфра. Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал в обсуждении условий правителя: «Он должен быть мусульманином, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141) Правление – один из величайших путей. И Аллах предписал нам возвращать людей писания в их места и брать с них джизью» Аль-Фасль филь-Милал валь-Ахва валь-Нихаль (4/128). Ан Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Кади сказал: Ученые единогласны, что кяфир не может быть назначен правителем, и если правитель становится кяфиром, то его следует свергнуть» Шарх Муслим (12/229). В аль-Маусуа аль-Фикхия (6/218) сказано: Факихи установили условия для правителя, по некоторым есть консенсус, по другими разногласия. Среди вопросов по которым есть консенсус: 1- Ислам (т.е. правитель должен быть Мусульманином), потому что это условия для принятия свидетельства и попечительства, и это менее важные вопросы чем правление. Аллах сказал (перевод смысла): «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141). И как сказал ибн Каййим, правление – величайший из этих путей. И он тот, кто выполняет интересы мусульман» Основываясь на это, нельзя давать присягу правителю кяфиру, и если правитель становится неверным, то его следует сместить, согласно условиям известные ученым. И Аллаху известно лучше. |
|