Вопрос #69905: Организация сообществ Мои родственники организовали сообщество, в котором участвуют все члены семьи. Оно основано на взаимопомощи, когда у кого нибудь проблема, то они решают ее и примеряют стороны. Они также организовывают ежемесячные встречи где они видятся и обмениваются новостями и т.д. Каждый месяц они собирают деньги у участников сообщества, и они хранятся у одного человека. Деньги тратят на следующие нужды:
1. Займы для членов семьи 2. Помощь в выплате дийа (кровных денег) или выплата компенсаций тому кому был нанесен ущерб членом сообщества и т.д. 3. Выплата закята нуждающимся членам семьи. 4. Организация похорон. Можно ли участвовать в таком обществе? Расценивается ли это как сотрудничество в праведности и благочестии? Каково правило в отношении приготовления еды для семьи умершего? Считаете ли вы что мне не следует принимать участие в приготовлении пищи для семьи покойного потому что это харам, и увещевания не помогают? Если подобное не разрешено, то что вы можете посоветовать для того, чтобы члены семьи были вместе? Ответ: Вся хвала Аллаху.
Сообщество в котором члены семьи или племени собираются вместе является разрешенным, и в этом много блага, если они не совершают запрещенного в Исламе. Аллах приказал нам сотрудничать в праведности и благочестии: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (5:2) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) восхвалил Ашари, племя из Йемена, которые собирались вместе когда у них было мало еды и каждый приносил то, что было у него и они делились друг с другом. Передано, что Абу Муса сказал: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда у Ашари заканчивалась еда во время военных действий или у них заканчивались запасы в Медине, они собирали вместе все что у них было на одну скатерть, затем делили это в равных частях отмеряя миской. Они от меня, и я от них» (Бухари 2384, Муслим 2500) Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на достоинства Ашари и достоинства самопожертвования и помощи друг другу, и на достоинство собирания еды вместе во время путешествия, и на достоинство собирания еды не во время путешествия, и на последующее деление» Шарх Муслим 16:62 Фонды сообщества которые организовываются племенами и семьями, в которые собираются деньги с членов семьи, и затем тратятся в соответствии с оговоренными условиями, является предписанным в исламе, и это похоже на действие Ашари, но эти приготовления происходят до того как произошла беда, поэтому они могут собираться для решения проблемы и уменьшить вред пострадавшего. Те кто участвуют в этом, должны иметь намерение сотрудничать, а не получить выгоду или прибыль. Шейха Ибн Усеймина спросил о подобной схеме и он ответил: «И изучал подобные схему и не нашел причин по которым их нельзя создавать, если только намерением участников является сотрудничество, а не получение компенсации или прибыли из фонда, потому что если это основано на сотрудничестве то это разновидность ихсана, а если на основе получения комепнсации то это подобно азартным играм.» Маджму Фатава ибн Усеймин Среди запрещенных вещей в которые могут быть втянуты участники сообщества это джахилийское чувство племенной привязанности к языку или родству, и также может быть харам в самих собраниях, например курение сигарет, прослушивание музыки и т.д. или они могут помочь кому либо в совершении греха, на том основании, что он их родственник. Также деньги которые собраны не должны быть инвестированы в банки или запретные проекты. Что касается поддержки того кто совершил грех или того кто нуждается, или того кто пострадал в результате несчастного случая, и помощи в выплате дийа, или помощи в женитьбе и других благих деяний, это то что заслуживает похвалы и одобрения. Во вторых: Относительно приготовления еды для похорон, это предписано для соседей и родственников умершего человека, потому что произошло то, что отвлечет их от приготовления еды для себя. Передано, что Абдуллах ибн Джафар сказал: «Когда дошли вести о смерти Джафара, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара, к ним явилось то что будет занимать их» Передано Абу Дауд 3132, Тирмизи 998, Ибн Маджа 1610. Оценен шейхом Албани в Сахих Абу Дауд. Мубаракфури сказал: «Это значит что к ним пришло горе которое будет удерживать от приготовления пищи для себя, потому что они слишком расстроены чтобы думать о еде. АтТиби сказал: «Это указывает на то, что мустахаб для родственников и соседей готовить еду для семьи умершего»» Ибн Араби сказал в аль Аарида: «Этот хадис указывает на необходимость сотрудничества во времена нужды» Тухфат аль Ахвази Запрещено семье умершего готовить еду для тех кто пришел выразить соболезнования, потмоу что Джарир ибн Абдуллах альБажали сказал: «Мы расценивали собирания с семьей покойного и приготовление еды для похорон как причитания над покойным» Ахмад (6866). Оценен как сахих шейхом Албанив Ахкам аль Джанаиз. Но если имеется потребность в этом, например когда некоторые люди прибыли из далека, то нет ничего неправильного в приготовлении для них еды, если это делается из необходимости, и нет излишества в этом и готовится только для путешественников, а не для каждого кто пришел на похороны, как делают некоторые. Ибн Гудама сказал в аль Мугни (3:496): «Относительно приготовления семьей покойного еды для пришедших, то это макрух, потому что это прибавляет им трудностей и подобно действиям людей в джахилии. Но если в этом имеется необходимость, то разрешено. Некоторые люди могут прибыть на похороны из далеких городов, и они остаются с ними, в этом случае нет другого выхода, кроме как проявить гостеприимство. Шейх Ибн Бааз сказал: «Семья умершего не должна готовить еду для людей, но если они готовят еду для себя, или для гостей которые остаются с ними, в этом нет ничего неправильного.» Маджму Фатава ибн Бааз 13:392 В третьих: Вы сказали, что закят выплачивается с собранных денег. Но это не закят. Шейха Мухаммада ибн Усеймина спросили о подобной схеме и он ответил: «Нет закята через эти фонды, потому что они не принадлежат определенному человеку, поэтому нет закята в том что не имеет определенного хозяина.» Маджму Фатава ибн Усеймин 18:184 Люди обладающие знанием и праведностью должны участвовать в подобных сообществах, чтобы могли наставлять участников и предостерегать их от попадания в грех помогая в праведности и благочестии. Аллаху известно лучше |
|