Вопрос #65867: Родители против отъезда
Я молодой человек, мне 28, и я обручился два года наза, хвала Аллаху, но я мало зарабатываю. Хвала Аллаху, я получил контракт в одну из арабских стран с хорошей зарплатой, но я сомневаюсь, потому что я единственный сын родителе, и единственный брат трех дочерей. Если я отправлюсь ради своего будущего и смогу заработать на женитьбу, будет ли это непослушанием родителям? Если я уеду, я не оставлю их. Пожалуйста, что если я женюсь здесь, то никогда не буду жить с ними, и они не дают мне переехать от них. Посоветуйте мне.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Во первых:
Если один или оба ваших родителей нуждаются в том, чтобы вы помогали им, то и нет кого либо еще , кто сможет это после вашего отъезда, то вам не следует уезжать без их разрешения.
Если они разрешают или они не нуждаются в вас, или потому что они сами могут позаботиться о себе, или кто то еще может сделать это, то нет ничего неправильного в том, чтобы уехали, с целью жениться и сохранить свою честь. Но даже несли они не дадут вам разрешение, ваш отъезд не будет ослушанием.
Но бессомнения лучше удовлетворить их и объяснить, что отъезд в ваших интересах, и что вы никогда не пренебрежете ими, и что вы будете в отъезде только столько сколько будет необходимым, и что вы вернетесь к ним и т.д.
Ученые установили, что разрешено сыну отправляться в поездку ради поиска пропитания без разрешения родителей, при условии что путешествие безопасное и не приведет к опасности, и они не нуждаются в его присутствии.

Аль-Касаани сказал в Бадаа и аль Сани (7:98), обсуждая вопрос о том что джихад фарз кифая:
«Не разрешено рабу уезжать без разрешения хозяина, или женщине без разрешения мужа, потому что прислуживание хозяину и выполнение прав мужа являются фардуль айн, что превосходит фарз кифая. Также, сын не должен выходить без разрешения родителей, или одного из них, если другой умер, потому что почет к родителям является индивидуальной обязанностью (фард уль айн) и превосходит общественные обязанности (фарз кифая)
Основным принципом является то, что если путешествие не безопасно и человек может умереть или подвергнут мучениям, то не разрешено сыну путешествовать без разрешения родителей, потому что они любят сына и пострадают от этого. Если существует небольшая опастность, то разреешно ему выходить без их разрешения, если он не пренебрегает ими, потому что в этом нет вреда. Некоторые из наших шейхов сказали, что путешествие в поисках знания разрешено без разрешения родителей, потому что они не пострадают от этого, а наоборот получат пользу. Поэтому это не может быть расценено как непослушание.»
Аль Сархас сказал в аль Сияр аль Кабир (1:197):
«Если человек желает совершить путешествие и это не джихад, а торговля, хадж или умра и его родители возражают, но есть уверенность, что они не будут мучаться если он уедет, то в нет ничего неправильного в этом, потому что во многих случаях путешествия безопасны и это не принесет им тяжки муки. Сожаление об отъезде возмещается возвращением. Но если существует опасность путешествия, то это попадает под тоже правило, что и джихад, потому что вероятно , что он умрет в путешествии.»
Ан-Навави сказал в аль Маджму (8:314):
«Если сын желает отправиться в путешествие ради получения знаний, то аль-Мусаниф (т.е. Абу Исхаг аль Ширази) сказал в начале книги Китаб иль Сийар, что разрешено ему это без родительского согласия. Он сказал: «То же самое относится к путешествию ради торговли, потому что в основном это безопасные путешествия»»

Во вторых:
Относительно вашего прибывания с ними после женитьбы, даже если они хотят этого, то нет греха на вас если вы переедите, иншаАллах, потому что это не означает вашего пренебрежения ими, особенно если есть причины, например маленький дом, или желание жены жить в отдельном дому – что является ее правом – и другие причины.
Необходимо отметить, что живя отдельно вы должны спрашивать о них, и выполнять их нужды. Это то что вы должны делать, особенно сейчас, когда вы повзрослели. Аллах сказал (перевод смысла): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»» (17:23-24)
Почитание родителей открывает дверь в Рай, и старайтесь угодить им и по доброму с ними обходиться, и не растраивайте их.