Вопрос #65734: Постановление шариата о плавании во время соблюдения поста.
Разрешается ли постящемуся плавать в воде, если этого требуют в школе?
Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Норма шариата о плавании во время соблюдения поста нуждается в детальном пояснении.

Первое:

Если плавающий почти уверен, что вода не проникает в полости его тела через рот или нос, и плавает он достаточно хорошо, обеспечивая сохранность своего поста, то в таком случае плавание не будет считаться для него чем-то неприемлемым. В этой ситуации плавание приобретает статус простого обмывания тела постящимся, что по утверждению ученых является дозволенным, даже если совершается только для прохлаждения.

Аль-Бухари – да помилует его Аллах – пишет:

“Глава: Обмывание постящегося.

Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – будучи постящимся, смачивал одежду и накидывал её на себя.

Аш-Ша’би заходил в баню, когда соблюдал пост.

Аль-Хасан сказал: «Нет ничего плохого, если при соблюдении поста полоскать рот и прохлаждаться».

Анас сказал: «У меня есть бассейн (абзан), в который я окунаюсь, когда соблюдаю пост»”.

Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари» (4/197) поясняет: “Абзан – это похожий на бассейн, высеченный камень. Здесь как бы говорится, что этот абзан был наполнен водой, и когда Анас ощущал жар – забирался в него чтобы тем самым охладиться”.

Этот абзан как бы аналогичен тому, что сегодня называют ванной.

Абу Бакр аль-Асрам сообщает через свой иснад: “Ибн ‘Аббас заходил в баню, когда соблюдал пост. И он сам, и его товарищи [поступали так] в месяце Рамадан”.

«аль-Мугни» (3/18).

В собрании фетв Постоянного Совета («Фатава аль-Ляджна ад-Даима», 10/281) говорится: “Разрешается плавать в воде в дневное время Рамадана. Однако плавающий должен не допускать попадание воды в полости его тела”.

Шейх Ибн ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – говорит:

“Ничего страшного, если постящийся будет плавать в воде. И плавать он может как хочет. Может погружаться в воду. Однако, по мере возможности, он должен следить, чтобы внутрь него не затекла вода.

Плавание ободряет постящегося и придаёт ему сил для соблюдения поста, а то, что служит ободрением для подчинения Аллаху – не препятствуется. Это то, что облегчает рабам поклонение и смягчает его для них.

В аятах о посте Аллах – Свят Он и Велик! – говорит: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Св. Коран, 2: 185).

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «Воистину, эта религия легка, а кто станет усложнять её, того она непременно одолеет».

А Аллах же знает лучше!” (конец цитаты).

Он также сказал:

“Ничего страшного, если постящийся станет погружаться в воду или плавать в ней, поскольку эти действия не нарушают пост.

Здесь действует принцип: всякая вещь является дозволенной, пока не появится доказательство на её нежелательность или запрещенность. И в данном случае отсутствует какой-либо доказательство, которое могло бы свидетельствовать о том, что плавание является запрещенным, либо нежелательным.

Только некоторые ученые сочли плавание нежелательным, по той причине, что при плавании возникает вероятность непроизвольного проникновения чего-либо в горло плавающего” (конец цитаты).

«Маджму’ фатава Ибн ‘Усеймин» (19 / 284, 285).

Второе:

Если человек почти уверен, что во время плавания в полость его тела проникает вода, то тогда уже ему не разрешается это действие. Ему запрещается в этом случае заниматься плаванием в дневное время Рамадана.

Об этом свидетельствует то, что сообщается со слов Лакыта б. Сабиры, да будет доволен им Аллах. Он рассказывает: “Я сказал: «О Посланник Аллаха, поведай мне об омовении!». Он ответил: «Омовение совершай как следует. [Тщательно] протирай между пальцами. Глубоко очищай нос водой, кроме как если ты соблюдаешь пост»”.

Этот хадис приводят Абу Дауд (142) и ат-Тирмизи (788), который назвал его хорошим, достоверным. Также этот хадис признали достоверным Ибн Хаджар и аль-Альбани.

Имам Ахмад говорил: “Постящийся может окунаться в воду, если не боится, что вода проникнет в его уши”, — а аль-Хасан и аш-Ша’би считали погружение в воду нежелательным для постящегося, из-за опасения, что вода всё таки может затечь в его уши.

«аль-Мугни» (3/18).

Аль-Азра’и – один из ученых шафиитов – говорит: “Если человеку по его практике известно, что когда он окунается, вода проникает в полости его тела, и от этого он себя уберечь не может, то ему запрещается погружаться в воду”.

«Хашийа аль-Буджайрами» (2/74).

Теперь может возникнуть вопрос:

Если человек слишком сильно станет прочищать свой нос водой – а равно этому нырнёт в воду и станет плавать днём в Рамадане – и при этом вода непроизвольно проникнет к нему вовнутрь – независимо от того, был ли он близок к уверенности, что вода не должна проникнуть в него, либо не было у него такого предположения – нарушится ли его пост?

У ученых разные мнения по этому поводу.

Первое мнение, а это – мнение большинства ханафитских, маликитских и шафиитских ученых: — От этого пост становится недействительным.

Второе мнение: — Пост не нарушается. Этого мнения придерживались некоторые таби’ины. Также это одно из мнений внутри ханбалитского мазхаба, и его посчитал более правильным шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах.

«аш-Шарх аль-мумти’» (6/407).

См. также: «аль-Маджму’» (6/338) и «аль-Мугни» (3/18).

Помимо этого, обязательно надо следить, чтобы во время плавания не открывался ‘аурат (то есть та часть дела, которую обязательно надо скрывать). Также нельзя плавать в тех местах, где находятся люди с неприкрытыми ‘ауратами, и нельзя позволять себе смотреть на чужой ‘аурат.

См. также ответы на вопросы №№ 23464 и 38907.