Вопрос #65494: Поездка в хадж или умру и оплата кредитной картой
В последнее время в рекламе туристических фирм, которые занимаются организацией поездок в хадж и умру, говорится, что поездку можно оплатить в рассрочку. Это делается для того, чтобы людям было легче поехать в хадж и умру, а также чтобы привлечь больше клиентов, особенно сейчас, когда в экономиках многих стран наблюдается спад, и у людей недостаточно наличных денег. Некоторые фирмы также заявили, что будут принимать оплату кредитными картами.
Мой вопрос: Какое положение у человека, который оплачивает хадж или умру подобным способом? Действительны ли хадж и умра в этом случае, принимая во внимание, что некоторые ученые издали фетвы, в которых утверждается, что дозволено оплачивать хадж посредством займов, которые выплачиваются в рассрочку, и это своего рода послабление, потому что такая поездка обходится очень дорого?
Ответ:
Хвала Аллаху
Хадж является одним из столпов Ислама, одной из его важнейших основ. Это обязанность, которая утверждена Книгой Аллаха и Сунной Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и среди мусульман нет разногласий по этому вопросу.
Аллах говорит:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا وَمَنْ كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Семейство Имрана, 3-97).
Передается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа, соблюдении поста в Рамадане»». Аль-Бухари, 8; Муслим, 16.
Хадж обязателен только для того, кто способен совершить его, т.е. имеет финансовую и физическую возможность отправиться в поездку и совершить все ритуалы.
Не следует брать заем, чтобы отправиться в хадж, это нежелательно. Но если человек поступит вопреки этому совету, то его хадж все равно останется действительным, если будет на то воля Аллаха.
Шейха Ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Некоторые люди, чтобы поехать в хадж, берут аванс на работе, а потом выплачивают его в рассрочку из своей зарплаты. Что вы думаете об этом?».
Он ответил: «Я думаю, что им не следует так поступать, потому что человек не обязан совершать хадж, если у него есть долги, так что же говорить о том случае, когда он берет в долг, чтобы поехать в хадж? Я думаю, не следует занимать деньги, чтобы ехать в хадж, потому что в такой ситуации хадж необязателен. Он должен принять послабление, которое ему по Своей милости даровал Аллах, и не обременять себя долгом, ведь неизвестно, сможет ли он его выплатить или нет. Возможно, он умрет, так и не расплатившись, и этот долг останется на нем». См. «Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Усеймин», 21/93.
Если для совершения хаджа человек берет процентный заем, то он совершает один из великих грехов.
Запрет ростовщичества настолько известен, что нет нужды приводить доказательства. Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ * فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُؤُوسُ أَمْوَالِكُمْ لا تَظْلِمُونَ وَلا تُظْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.
Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Корова 2:278-279).
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (Корова 2:275).
Передается, что Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто берет проценты и того, кто их выплачивает». Муслим, 1597.
Как может мусульманин совершить большой грех, за который Аллах объявит ему войну, чтобы отправиться в хадж, если у него нет возможности и хадж для него необязателен?
В ответах на вопросы №20107 и №11179 мы рассказали о запрете кредитных карт, которые относятся к ростовщичеству.
Что касается действительности хаджа, то он считается действительным, даже если совершается на запретные деньги, но это неполноценный хадж.
Один из имамов сказал: «Если вы едите в хадж на запретные деньги, то не вы совершаете хадж, а ваш верблюд».
Аллах принимает только благое, и не каждый, кто посещает Дом Аллаха, будет обрадован тем, что его хадж принят.
См. также ответ на вопрос №34517
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если человек совершает хадж на запретные деньги, или едет на животном, которое было захвачено силой, то он грешит, но его хадж действителен и достаточен, на наш взгляд. Это также мнение Абу Ханифы, Малика, аль-Абдари и большинства ученых». См. «Аль-Маджму», 7/40.
Ученых Постоянного Комитета спросили: «Какое положение у людей, которые совершают хадж на запретные деньги, а именно на деньги от продажи наркотиков, затем покупают билеты в хадж своим родителям и отправляют их, притом некоторые из них знают, что эти деньги были заработаны на продаже наркотиков. Действителен ли в этом случае хадж?».
Они ответили: «Если деньги на хадж были получены запретным путем, то это не значит, что хадж становится недействительным, однако человек совершает грех, зарабатывая деньги запретным путем, и это уменьшает награду за хадж, но не лишает ее полностью». См. «Фатава аль-Ляжна ад-Даима лиль-Бухус аль-Ильмийя уаль-Ифта», 11/43.
На эту тему есть известный хадис, но он слабый: «Передается, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершает хадж на запретные средства и говорит: «Ляббейк Аллахумма ляббейк /Я перед Тобой, о, Аллах, я перед Тобой/», тому Аллах скажет: «Я не отвечу тебе, и твой хадж не принимается»».
Ибн аль-Джаузи сказал: «Это не достоверный хадис от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». См. «Аль-Иляль аль-Мутаннахийя», 2/566.
И Аллах знает лучше.