Вопрос #52886: Может ли он подстричь бороду, чтобы не подвергать себя опасности?

Мой друг собирается жениться в мусульманской стране. Он следует прямому пути и отпускает бороду, как и положено по Сунне. Государство, в которое он собирается ехать, задерживает в аэропорту тех, кто носит длинные бороды и тайная полиция часто следит за ними. Мой друг не хочет доставлять проблемы семье его жены, которую скорее всего ожидают преследования со стороны государства. Поэтому он хочет немного укоротить свою бороду, а по возвращению снова отрастить ее. Если бы не опасению за семью жены, он бы не стал укорачивать ее.

Ответ:
Хвала Аллаху
Отращивание бороды является обязательным, а ее сбривание запрещено. Мы уже объясняли это в ответе на вопрос №1189
Ибн Хазм (да смилостивится над ним Аллах) сказал, что сбривание бороды недопустимо и это единогласное мнение ученых. «Аль-Мухаля», 2/189.
Что же касается сбривания бороды из-за страха ареста или другой опасности, то этот страх может быть разным и в некоторых случая он может быть преувеличен или являться плодом воображения.
Не допускается сбривать или подстригать бороду, за исключением случаев явной опасности. В любой другой ситуации это запрещено.
Это относится к случаям необходимости. Аллах говорит:
فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ
«Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» [Корова 2:173]
Или к случаям принуждения. Аллах говорит:
مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» [Пчелы 16:106]
Под «принуждением» подразумевается, что ему будет причинен вред, если он не сбреет бороду. Если же ему просто будут задавать оскорбительные вопросы или допрашивать, то это не дает повода впадать в грех, ведь подобное может случиться даже с тем, кто вообще не носит бороду.
У принуждения есть свои условия, которые должны быть соблюдены, чтобы мусульманину было позволено сказать или сделать что-то запрещенное. Очень важно понять эти условия, потому что многие люди заявляют, что совершили что-то по принуждению, хотя это не так.
Сказал Ибн Кудама: «Условия принуждения включают в себя три вещи:
Чтобы принуждающий был способен нанести вред
Чтобы была большая вероятность того, что угроза будет выполнена, если человек не сделает того, что от него требуют.
Чтобы опасность была очень серьезной, например, опасность быть убитым или жестоко избитым, длительный арест или тюремное заключение. Словесное оскорбление, ругань и отнятие денег не являются принуждением.
Для простых людей легкий вред не является принуждением, для тех же, кто обладает высоким статусом, даже легкий вред может расценен как оскорбление, сравнимое с избиением.
Если есть угроза, что будут пытать его ребенка, то это также не является принуждением, потому что опасности и вреду подвергается другой человек. Но это ближе к принуждению, потому что это хуже, чем угрозы и отнятие денег».
Аль-Мугни, 7/292
Если подстригание бороды защитит от опасности, то не следует сбривать ее, а достаточно подстричь, потому что сбривание хуже подстригания. Следует отметить, что у человека должна быть острая необходимость поехать в такую страну, а если такой необходимости нет, то запрещено сбривать бороду для того, чтобы путешествовать, потому что путешествие не является обязательным.
И Аллах знает лучше.