Вопрос #5208: Пренебрежение молитвой

Если ты не молишься саалат из лени нарочно, ты - кафир или только плохой Мусульманин? Пожалуйста, ответьте.

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Имам Ахмад (основатель Ханбали Мазхаба, от пер.) сказал, что тот, кто не молится из-за лени - кафир. Это - более правильное мнение и то, что обозначено доказательством Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, и словами Салафов и надлежащим понимания. (Al-Sharh al-Mumti’ ‘ala Zaad al-Mustanqi’, 2/26).

Любой, кто исследует тексты Корана и Сунны, увидеть, что они указывают, что тот, кто пренебрегает молитвой, виновен в Куфре Акбар (большой Куфр), который помещает его вне лона Ислама.
Из доказательств, которые можно найти в Коране:
аят (интерпретация значения):

Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере. Мы разъясняем Наши знамения для людей знающих” [ал-Тауба 9:11]

Доказательство, полученное из этого аята - то, что Аллах определил три вещи, которые Мушрики должны сделать, чтобы устранить различия между ними и нами: они должны раскается за Ширк, они должны исполнят молитву, и они должны платить закат. Если они раскаиваются за Ширк, но они не исполняют молитву или платят закат, то они - не наши братья в вере; если они исполняют молитву, но не платят закат, то они - не наши братья в вере. Братство в религии не может быть вычеркнуто, кроме того, когда человек выходит из религии полностью; оно не может быть вычеркнуто из-за фиска (безнравственное поведение) или меньшими типами Куфра.
Аллах также говорит (интерпретация значения):

“После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо” [Марьям 19:59-60]


Доказательство, полученное из этого аята - то, что Аллах упомянул тех, кто пренебрегает молитвой и следует за их желаниями, Кроме тех, кто раскаивается и верит, что указывает, что во время, когда они пренебрегают их молитвами и следуют за их желаниями, они - не верующие.

Доказательство Сунны, которое доказывает что тот, кто пренебрегает молитвой - кафир, включает хадис Пророка (мир и благословения Аллаху ему): “Между человеком и ширком, и куфром его пренебрежение молитвой. ” (Рассказанный Муслимом в Kitaab al-Eemaan from Jaabir ibn ‘Abd-Allaah от Пророка (мир и благословения Аллаху, ему)).
Сообщается, что Бурайда ибн ал-Хусайб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал как Посланник Аллах (мир и благословения Аллаха ему) сказал: ‘Соглашение, которое различает между нами и ими - молитва, и кто бы ни пренебрегал ей, не поверил (становится кафиром). ’ ” (Это было рассказано Ahmad, Abu Dawood, al-Tirmidhi, al-Nisaa’i and Ibn Maajah). Что имеется в виду здесь словом куфр, или неверие это вид куфра, который помещает человека вне лона Ислама, потому что Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сделал молитву разделительной линией между верующими и неверующими. Известно, что сообщество куфра - не то же самое что сообщество Ислама, так что кто бы ни оставил выполнение этого соглашения, должен быть одним из кафиров (неверующие).

Есть также хадис ‘Авфа ибн Малика (да будет Аллах доволен им), согласно которому Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “Лучшие из ваших лидеров - те, которых Вы любите и кто любит Вас, кто молится относительно Вас, и Вы молитесь относительно них. Худшее из ваших лидеров - те, которых Вы ненавидите и кто ненавидит Вас, и Вы посылаете проклятия на них, и они посылают проклятия на Вас.” Его спросили, “O Посланник Аллаха, разве мы не должны бороться с ними мечом? ” Он сказал, “Пока они совершают молитву среди Вас, нет.”

Этот хадис указывает, что против тех кто во власти надо противостоять и бороться, если они не выполняют молитву, но не допустимо выступить против них и бороться с ними, если они не делают явный куфр, и мы имеем Доказательство от Аллаха, указывающее что их действия - действительно куфр.
‘Убадах ибн ал-Самит сказал: “ Посланник Аллаху (мир и благословения Аллаха ему) вызвал нас, и мы дали бая (присяга на верность) ему. Среди вещей, которые мы обязались делать, было слушать и повиноваться ему когда мы чувствовали себя энтузиастично и когда мы были лишены желания действовать, во времена трудности и времена обилия, во времена когда другим давали предпочтение над нами, и что мы не будем выступать против тех кто во власти. Он сказал: ‘Если они не сделали явный куфр, и Вы имеете Доказательство от Аллаха, что, то что они делают - действительно куфр. ’ ” (Согласованный). На этом основании, их пренебрежение молитвой, за которую Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал, мы должны выступить против них и бороться с ними мечом, составляет акт явного куфра, для которого мы имеем Доказательство от Аллаха, что это - действительно куфр.

Если кто-то скажет: разве не разрешено интерпретировать тексты о человеке, который пренебрегает молитвой, являющимся кафиром как обращение к тому, кто пренебрегает молитвой, потому что он не думает, что это обязательно?

Мы сказали бы: не допустимо интерпретировать тексты таким способом, потому что есть две оговорки об этой интерпретации:

1. это влечет игнорирование общего описания, которое Законодатель учел и с которым постановление было связано. Постановление, что человек, который пренебрегает молитвой - кафир, связано с действием пренебрежения молитвой, не с его опровержением ее обязательности. Братство в религии базируется на выполнении молитвы, не на том, объявляет ли человек, что она обязательна. Аллаху не говорил, “Если они раскаются и заявят, что молитва обязательна”, и Пророк (мир и благословения Аллаху ему) не говорил “Между человеком и ширком, и куфром его опровержение что молитва является обязательной” или “Соглашение, которое различает между нами и ними, наше заявление, что молитва обязательна, так что кто бы ни отрицал, что это обязательно, не верует.” Если это - то, что Аллах и Его Посланник подразумевали, то не ясное заявление будет противоречить тому, что сказано в Коране. Потому что Аллах говорит (интерпретация значения):

“Мы ниспослали тебе Книгу для разъяснения всего” [ал-Нахл 16:89]

Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались.” [ал-Нахл 16:44]

2. Не правильно ссылаться на причину, которую Законодатель не делал фактором в постановлении о человеке, что он кафир, потому что, если человек, который не имеет оправдания невежества, отрицает, что пять ежедневных молитв обязательны, тогда он считается кафиром, молится ли он или нет. Если человек исполняет пять ежедневных молитв, выполняя все условия молитвы и делая все действия, которые являются обязательными или желательными, но он отрицает, что молитвы обязательны без разумной причины для этого, то он - кафир, даже при том, что он не пренебрегает молитвами. Из этого ясно, что не правильно интерпретировать тексты о пренебрежении молитвами как обращение к отрицанию, что они являются обязательными. Правильное мнение - то, что человек, который пренебрегает молитвой является кафиром, кто - вне лона Ислама, как ясно заявлено в сообщении, рассказанном Ибн Аби Хаатимом в его Сунане от ‘Убайды ибн ал-Самит (да будет доволен им Аллах), кто сказал: “Посланник Аллаха (мир и благословения Аллаха ему) призвал нас: ‘Не связывайте ничто в поклонении с Аллахом, и не пренебрегите молитвой преднамеренно, потому что, кто бы ни пренебрегал молитвой преднамеренно, помещает себя вне лона Ислама.” Кроме того, если мы интерпретируем хадисы о пренебрежении молитвой как обращенные к опровержению, что это является обязательным, не было никакого смысла в сообщениях, относящихся именно к молитве, потому что это постановление применяется одинаково к закату, посту и Хаджу - кто бы ни пренебрегал любым из них, отрицая, что это является обязательным, - кафир, если он не имеет оправдания невежества.

Также, как тот, кто пренебрегает молитвой считается кафиром на основе доказательств текстов и сообщений, его можно также считать кафиром на основе рационального анализа. Как человек может быть верующим, если он пренебрегает молитвой, которая является столпом религии, и когда есть аяты и хадисы убеждающие нас исполнять молитву, которые заставляют мудрого верующего спешит на молитву, и когда есть аяты и хадисы предупреждающие против пренебрежения этим, которые заставляют мудрого верующего, опасается игнорировать молитву? Как только мы поняли это, человек не может быть верующим, если он пренебрегает молитвой.

Если человек сказал бы: разве мы не можем интерпретировать куфр в случае того, кто пренебрегает молитвой как значение меньшей формы куфра (kufr al-na’mah), а не вид куфра, который помещает человека вне лона Ислама (kufr al-millah)? Или не можем ли мы интерпретировать это как являющийся меньше чем Куфр Акбар (большой Куфр) и более похожий на куфр, упомянутый в хадисе, “Есть два качества, которые существуют среди людей, которые являются качествами куфра: клеветнические слухи на происхождение людей и вопли по мертвым” и “Обмен оскорблениями с Мусульманином - фиск (безнравственное поведение), а обмен ударами с ним - куфр”, и т.д.?

Мы сказали бы, что эта интерпретация не правильна по ряду причин:

1. Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сделал молитву разделительной линией между куфром и верой, между верующим и неверующим. Это - то, где он провел линию, и эти две вещи сильно отличны и не пересекаются.

2. Молитва - один из столпов Ислама, так что когда человек, который пренебрегает этим, описан как кафир, это подразумевает вид куфра, который помещает человека вне лона Ислама, потому что он разрушил один из столпов Ислама. Это - различный вопрос от приписывания куфра человеку, который делает одно из действий куфра.

3. Есть другие тексты, которые указывают, что куфр того, кто пренебрегает молитвой - вид куфра, который помещает человека вне лона Ислама, так что то что имеется ввиду здесь под куфром, должно интерпретироваться согласно очевидному значению, чтобы избегают противоречий между текстами.

4. Описание куфра в тех хадисах различно. Относительно пренебрежения молитвой, Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “Между человеком и ширком и куфром.” Здесь слову куфр предшествуют в оригинальном арабском языке определенный артикль "ал", который указывает, на то что упомянутое - сущность куфра. Это - в отличие от других хадисов, где куфр упомянут без определенного артикля, или в глагольной форме, которая указывает, что это - часть куфра или что человек совершил неверие, делая это действие, но это - не абсолютный куфр, который выводит человека из лона Ислама.

Шейх ал-Ислам Ибн Тэймиях сказал в его книге Iqtidaa’ ал-Siraat ал-Mustaqeem (стр. 70, ал-Сунна ал-Мухаммадия edn.), относительно хадиса Посланника (мир и благословения Аллаха ему) “есть два качества, которые существуют среди людей, которые являются качествами куфра”:

“Фраза, 'которые являются качествами куфра’, означает, что эти два качества, которые существуют среди людей - качества куфра, потому что они - среди дел куфра, и они существуют среди людей. Но не каждый, кто имеет, часть куфра становится кафиром из-за этого, если там не существует в его сердце сущность куфра. Точно так же не каждый, кто имеет часть веры, становится верующим из-за этого, если там не существует в его сердце существенная действительность веры. Так что есть различие между куфром, которому предшествуют [в первоначальном арабском языке] определенный артикль "ал", как в хадисе ‘Между человеком и ширком, и куфром стоит его пренебрежение молитвой’, и куфр, которому не предшествует определенный артикль, но используется в утвердительном смысле. ’ ”

Так что ясно, что человек, который пренебрегает молитвой без оправдания является кафиром, кто - вне лона Ислама, на основе этих доказательств. Это - правильное мнение согласно Имаму Ахмаду, и это - одно из двух мнений, рассказанных от ал-Шафии, как было упомянуто ибн Касиром в его тафсире аята (интерпретация значения):

После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло),” [Марьям 19:59]

ибн ал-Кайим упомянул в его книге ал-Салаах, что это было одно из двух мнений, рассказанных от ал-Шафии, и что ал-Таххави рассказывал это от ал-Шафии непосредственно.

Это было также мнением большинства Сахабов, действительно многие рассказывали что в этом было согласие среди Сахабов.

‘Абд-Аллах ибн Шакик сказал: Сподвижники Пророка (мир и благословения Аллаха ему) не думали, что пренебрежение любым делом делало человека кафиром, кроме пренебрежения молитвой.

Об этом сообщали ал-Тирмизи и ал-Хаким, который классифицировал это как сахих согласно условиям (ал-Бухари и Муслима).

Исхак ибн Рахавайх, известный имам, сказал, Было сообщено с сахих иснадом от Пророка (мир и благословения Аллаха ему), что тот, кто пренебрегает молитвой - кафир.

Это было также мнением ученых со времен Пророка (мир и благословения Аллаха ему) до сегодняшнего дня: то, что человек, который преднамеренно пренебрегает молитвой без подходящего оправдания, до момента пока время молитвы закончилось, - кафир.

Ибн Хазм сказал, что это сообщалось от 'Умара, Абд ал-Рахмана ибн ‘Ауфа, Муаза ибн Джабала, Абу Хурайры и других Сахабов.

Он сказал: “Мы не знаем ни о каком мнение против этого среди Сахабов. ” ал-Мунзири рассказывал это от него в ал-Targheeb wa’l-Tarheeb, и добавил еще имена Сахабов: ‘Абд-Аллах ибн Масуд, ‘Абд-Аллах ибн Аббас, Джабир ибн ‘Абд-Аллах и Абул-Дардаа’ - да будет доволен ими Аллах.

Он сказал: кроме Сахабов, есть также Ахмад ибн Ханбал, Йисхак ибн Рахавайх, ‘Абд-Аллах ибн ал-Мубарак, ал-Нахаи, ал-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ал-Сахтаяани, Абу Давуд ал-Таялиси, Абу Бакр ибн Аби Шайба, Захайр ибн Харб и другие.

И Аллах знает лучше всех.