Вопрос #41731: Запрет на прохождение через людей в мечети в Пятницу. Я надеюсь, что вы дадите мне ответ относительно дозволенности переходить через людей в мечети в Пятницу. Ответ: Вся хвала Аллаху. Абу Дауд (1118) и Ибн Маджа (1115) передали, что Абдуллах ибн Буср (радиа ллаху анху) : «Мужчина пришел в мечеть, и начал переходить через людей в пятницу, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призносил хутбу, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал его: «Сядь, ты потревожил (людей)» (Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Абу Дауд) В этом хадисе содержится запрет на прохождение через людей, когда они пришли на пятницу. Ученые придерживаются двух мнений по этому вопросу: 1. Это является макрухом. Это мнение было передано ибн аль Мунзиром от большинства. Ибн Хаджар сказал: «Большинство считает, что это макрух, в том смысле что лучше этого не делать. Это хорошо известное мнение Шафи и Ханбалитов» См. Fath al-Baari, 2/392; Kashshaaf al-Qinaa’, 2/44; al-Majmoo’, 4/466 Малик и аль Аузаи ограничились тем, что это является макрухом только когда имам произносит хутбу. Сказано в al-Mudawwanah (1/159): Малик сказал: «Это является макрухом переступать через людей, когда имам уже сел на минбар. Кто переступает через людей в это время, тот из тех о ком сообщает хадис. Но до этого дозволено переходить и в этом нет ничего неправильного, но это следует делать вежливо» 2. Это является харамом во всех случаях, в пятницу и в другое время, по причине хадиса Абдуллах ибн Бусра (радиа ллаху анху) в котором сказано: «Мужчина пришел и начал переходить через людей в Пятницу, когда Посланник Аллаха произносил хутбу, и Пророк сказал ему: «Сядь, ты потревожил (людей)» him) was delivering the khutbah, and the Prophet (peace and blessings of Allaah be upon him) said to him: “Sit down, for you have annoyed (people).” (Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Абу Дауд) Тирмизи сказал: «Этому следует следовать согласно ученым. Они считали, что это макрух человеку переходить через людей в Пятницу, и необходимо быть строгим в этом вопросе» Это то, что было передано от большого количества ученых таких как Ибн Мунзир, ибн Абдальбарр, ан Навави, Шейх уль Ислам ибн Теймия как об этом сказано в al-Ikhtiyaaraat al-Fiqhiyyah, cnh. 81, и другие. Из современников этого мнения придерживался шейх Ибн Усеймин. Ибн Мунзир сказал, объясняя причину почему это является харамом сказал: «Причинение неудобств больших или малых является харамом, и это приводит к неудобствам, как об этом сказано в достоверном хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тому кто переходил через людей: «Сядь, ты причиняешь неудобство» Al-Majmoo’, 4/467. Ибн Абд аль Барр сказал в al-Tamheed (1/316): «Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тому кто переступал через людей в Пятницу «Ты причиняешь неудобство» указывают на то, что этот поступок приносит неудобство и не разрешено досаждать мусульманам ни при каких обстоятельствах, в Пятницу или в другое время. Ан-Навави сказал в Rawdat al-Taalibeen (11/224): Переступать через людей – харам, потому что на этот счет имеется хадис. Шейх ибн Усеймин сказал: Переступать через людей харам во время хутбы и в другое время, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал человеку переступающему через людей: «Сядь, ты причиняешь неудобство». Это еще более запретно во время хутбы, потому что это отвлекает людей от слушания хутбы, даже если человек идет занять пустое место» Fataawa wa Rasaa’il al-Shaykh Ibn ‘Uthaymeen, 16/147. |
|