Вопрос #39818: Откладывание молитвы
Меня интересует время молитвы; время молитвы заходит, когда дается азан, но когда завершается время? Существует ли разница между откладыванием молитвы и пропуском времени молитвы? И какое за это наказание?
Ответ:


Вся хвала Аллаху.

Для того чтобы узнать о времени начала и конца молитв обратитесь к вопросу 9940.
В отношении Вашего вопроса относительно разницы между откладыванием молитвы и ее пропуском ответ следующий:

Пропуск молитвы – означает оставление молитвы, пока время молитвы не вышло, и человек при этом не совершил молитвы. Это великий грех, если только не было узаконенных причин, как например сон или забывчивость.

Сказано в al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, 10/8: Ученые (факихи) согласны в том, что запрещено не совершать молитву в отведенное ей время, не имея на это легитимных причин.

Шейх АбдульАзиз ибн Баз сказал: «В отношении человека, который добровольно оставил совершение молитвы в отведенное ей время, или который устанавливает будильник так, что он проспит и не встанет вовремя, то он добровольно не совершает молитву, и он совершил великий грех согласно ученым, но является ли это куфром (неверием) или нет?
Здесь существует разногласие между учеными:

Если он не отрицает обязательность молитвы, тогда большинство ученых говорят, что он не совершает большой куфр.

Некоторые ученые считают, что это большой куфр, который выводит его из Ислама, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Между человеком, ширком и куфром стоит оставление молитвы» (Муслим 82).
И Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Договор, который стоит между нами и ними – молитва; кто оставляет молитву – тот кяфир (неверный)» (Передан имамом Ахмадом и четырьмя авторами Сунана с достоверным иснадом).
Существуют и другие доводы в поддержку этого мнения.
Также это было передано от сахабов.

Великий Табиин Абдуллах ибн Шагиг аль Агили сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) не считали оставление чего-либо куфром, кроме как оставление молитвы».
В отношении откладывании молитвы, можно сказать:
1. Пропуск молитвы в отведенное ей время. Выше мы объяснили правило в отношении этого.
2. Откладывание молитвы пока не завершится время этой молитвы.
См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, 10/6

Дозволенно отложить совершение молитвы, до того как выйдет время, потому что в хадисе переданном Муслимом (614) от Абу Муса аль Ашари, сказано что некто пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) и спросил его о времени молитвы… и Пророк (мир ему и благословения Аллаха) рассказал ему о времени начала и конца каждой молитвы и сказал: «Время (молитвы) между этими двумя»
Но если откладывание молитвы ведет к тому, что человек пропускает совместную молитву и совершает ее в одиночестве в конце времени, тогда это харам, потому что при этом пропускается совместная молитва, если на это не имеется оправдания.
Лучше совершать молитву в начале времени, кроме молитвы Иша (ночная) и молитвы Зухр (полуденной) если слишком жарко; в этих случаях лучше совершить их к концу выделенного времени.

Шейх ибн Усеймин сказал:

«Лучше совершить молитву в требуемое шариатом время. Так Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, отвечая тому, кто спросил его о наиболее любимом Аллахом деле: «Молитва, совершенная вовремя» (Бухари 527, Муслим 85). Он не сказал: «молитва, совершенная в начале ее времени». Это потому, что в молитве есть также сунны, которые совершаются до обязательной молитвы и после. Сунной является совершение молитвы иша позже, после того, как пройдет треть ночи.
И если женщина, которая сидит дома и спрашивает о том, когда лучше совершить ей молитву Иша: когда слышит Азан или когда пройдет треть ночи? Мы скажем, что лучше ей отложить, пока не пройдет треть ночи, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) откладывал в одну ночь молитву, пока они не сказали: «О Посланник Аллаха, женщины и дети заснули», и тогда он вышел и совершил с ними молитву и сказал: «Если бы не было тяжело для моей уммы, это было бы временем молитвы». Поэтому, если женщина находится в своем доме, то лучше ей отложить ее.
Также, если задают вопрос о том, лучше ли для путешественников совершить молитву Иша раньше или позже, то мы ответим, что лучше отложить.
Также, если группа выходит в путешествие и наступает время Иша (ночная молитва), тогда лучше для них совершить Иша раньше или позже? Мы скажем, что лучше им отложить ее, если это не причинит им трудности.

В случае с другими молитвами, лучше совершить их пораньше, если нет причин для обратного. Так, молитву Фаджр (утренняя) следует совершить пораньше, Зухр (полуденная) следует совершить пораньше, Аср (послеполуденная) следует совершить пораньше и Магриб (вечерняя) следует совершить пораньше, если только нет причин для обратного.

Среди этих причин:

Если стоит сильная жара, то лучше отложить молитву Зухр (полуденную), пока температура не спадет, т.е. ближе ко времени молитвы Аср (послеполуденная), потому что ближе к молитве Аср температура падает. Во время жары лучше молиться, когда похолодает, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Когда стоит сильная жара, то подождите с молитвой, пока не похолодает. Ведь сильная жара – это дыхание Ада» (Бухари 537, Муслим 615).

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) был в путешествии и Билал встал дать призыв на молитву, тогда он сказал: «Подожди, пока не похолодает». Тогда Билал встал дать призыв на молитву, тогда он сказал: «Подожди, пока не похолодает». Билал встал дать призыв на молитву, тогда он разрешил ему сделать это» (Бухари 629, Муслим 616).

Другой причиной считается, если к концу времени будет возможность совершить коллективную молитву, а в начале времени такой возможности нет. Например, если мужчина находится за городом, и наступает время молитвы, и он знает, что, достигнув города, он сможет совершить коллективную молитву в конце времени молитвы, тогда что будет лучше для него: совершить молитву сразу или подождать пока не достигнет коллективной молитвы?
Мы говорим, что лучше для него отложить молитву, пока он не совершит ее коллективно; мы даже скажем, что для него это является обязательным, чтобы совершить коллективную молитву.

Fataawa Arkaan al-Islam, p. 287.