Вся хвала принадлежит Аллаху!
Этот вопрос, как и подобные ему, содержит в себе большой подвох. Многие безбожники стараются использовать его в своих спорах с мусульманами. Они хотят с его помощью поставить оппонента в тупик, так как если он ответит: «Нет, не может», — они смогут сказать: «Так как же Он может быть богом, если Он неспособен на сотворение?», — а если он ответит: «Да, может», — то они скажут: «Так какой же Он бог, если неспособен поднять и переместить эту скалу?».
Ответ:
Этот вопрос не правильный в основе, поскольку понимание Всемогущества Аллаха не познается через иррациональные примеры. Как Он может быть богом, если неспособен поднять их «скалу», тогда как безграничное могущество – это один из Его атрибутов? И как могут оказаться у творений такие качества, которые были бы величественнее, чем качества их Творца?
Профессор Са’д Рустам дал разумный научный ответ на этот вопрос, поэтому мы изложим здесь его содержание. Он говорит:
«Всемогущество Аллаха, которое несомненно является абсолютным и безграничным, охватывает только такие вещи, которые возможно допустить посредством рассудка, но не распространяется на то, что недоступно пониманию разума. Каким бы абсолютным и безграничным не было Всемогущество, оно остаётся только внутри границ того, что возможно в реальности, и никак не затрагивает нереальное. И это никоим образом не является ограничением.
Для того, чтобы этот момент стал более понятен приведём некоторые примеры:
Мы спрашиваем этих епископов и богословов: “Может ли Всевышний Аллах сотворить еще одного бога, точно такого же, как Он Сам?”. Если они скажут: “Да…”, — то мы возразим им: “Но ведь он будет сотворённым, а как сотворённое может быть богом? И как он сможет стать точно таким же, как Аллах, ведь он будет иметь начало, а Аллах извечный и не имеет начала?”. По существу же фраза “сотворить бога…” – это парадоксальное и вводящее в заблуждение словесное ухищрение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики. Оное никак не будет богом уже только потому что оно сотворено. Это как если мы спросим: “Может ли Всевышний Аллах сотворить бога, который не будет богом?”. Разумеется, ответ должен быть таким: воистину, Всемогущество Аллаха не распространяется на такие вещи, поскольку существование чего-то такого, что будет богом и в то же время не богом, – это нечто парадоксальное и в основе нереальное, а к несуразным вещам Всемогущество Аллаха не применимо.
Другой пример: Мы зададим им вопрос: “Может ли Всевышний Аллах реально вывести кого-либо из под Своего Господства?”. Если они ответят утвердительно, то придадут ограничение Всеобъемлемости и Господству Всевышнего Аллаха, а если они, как и подобает, дадут отрицательный ответ, то согласятся с нами в том, что абсолютное могущество Аллаха не распространяется на всякие нереальные, нелепые вещи, ибо невозможно вообразить, чтобы творение вышло из под Господства и Всеохватности Того, Кем оно сотворено.
Третий пример: Как-то раз один атеист спросил меня: “Может ли ваш Бог создать скалу, которая будет настолько огромной, что Он Сам не сможет подвинуть её?”, — и с насмешкой добавил: “Если ты ответишь «да, может», то ты согласишься с тем, что твой Бог неспособен переместить скалу, и это докажет, что Он не бог, а если скажешь «нет, не может», то ты признаешь, что Он не всемогущ, и отсюда тоже получится, что Он не бог”. Этому атеисту я ответил просто: “Да, Всемогущество Аллаха не может выразиться в том, чтобы Он сотворил скалу, которую неспособен будет переместить, так как всё, что Он творит, Он в силах перемещать. Однако, невозможность применения Всемогущества Аллаха к сотворению этой воображаемой скалы не указывает на Его немощность, а наоборот, в полной мере указывает на совершенство Его Всемогущества. Это равносильно тому, что спросить: «Может ли Всевышний Аллах стать неспособным на что-то такое, что можно вообразить?». Безусловно, что отрицательный ответ на данный вопрос не станет предполагать ограничение Всемогущества Аллаха, а наоборот, он подтвердит его полноту и совершенство, поскольку отсутствие неспособности – это и есть могущество, а не немощность. Если мы скажем, что Аллах не может не знать чего-то или забыть о чем-то, то своими словами мы не выскажем суждение о немощности или неполноценности Всевышнего, а наоборот, подтвердим совершенство Всевышнего и полноту Его Всемогущества и Знания”».
См.: «аль-Анаджиль аль-арба’а ва расаиль Булис ва Йухна танфи улюхийа аль-масихи, кама йанфи-ха аль-Кур’ан» («Четыре евангелие и послания Павла и Иоанна отрицают божественность Иисуса точно также, как это отрицает Коран») профессора Са’да Рустама.
А Аллах же знает лучше!