Вопрос #38701: Призыв к одобряемому
Как мы можем ответить тем кто приводит аят: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе» (5:105) оспаривая необходимость призыва к одобряемому.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Этот аят из суры Маида является одним из тех аятов, которые люди неправильно понимают. Они думают, что необязательно приказывать добро и запрещать зло, и они иногда цитируют этот аят тем кто призывает их к добру, или запрещает совершать грех.

В комментарии к этому аяту: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали.» (5:105) ученый Мухаммад аль Амин аль Шангити сказал:
«Невежественные люди могут понять из внешнего смысла этого аята, что необязательно приказывать добро и запрещать зло, но в этом же аяте указывается на то, что если человек делает все что от него зависит (призывая к добру и запрещая зло), и на это не будет ответа, то это то на что ссылается данный аят. Так Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы последуете прямым путем», потому что тот, кто не призывает к добру, тот не следует истинному пути»
Среди тех, кто сказал это Хузайфа и Саид ибн аль Мусайб, как сказал аль Алуси в его тафсире, Ибн Джарир, как сказано Куртуби от Саид ибн аль Мусаййба, ии Абу Убайд аль Гасим ибн Салям. Ибн Джарир также процитировал подобное от группы сахабов включая Ибн Умара и Ибн Масуда.

Некоторые из ученых сказали, что слова «Если вы последовали правильным путем» означает, что если вы скажете им, но они не послушаются, и некоторые из них сказали, что в этом аяте под правильным путем подразумевается приказ к благому. Это ясно для любого искреннего разумного человека.
Доводом для того утверждения, что кто не приказывает добро тот не следует истинному пути, является тот факт что Аллах приносит клятву, что подобный человек является пропавшим: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (103:1-3)

Правда в том, что это является обязательным приказывать добро и запрещать зло, и после того как это сделано, тот кто приказывает добро тому не может быть причинен вред заблуждением сбившихся. На это указывают несколько аятов: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив» (8:25)
И хадисы в которых говорится, что если люди не будут приказывать благое и запрещать зло, то Аллах включит их в свое наказание. Например: «Передано что Абу Бакр ас Сыддык сказал: «О люди вы читаете этот аят:
« О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали.» (5:105).
Но я слышал, что посланник Аллаха сказал: «Если люди видят грешника и не хватают его за руку (для того чтобы пресечь его зло), вскоре Аллах накажет их всех.» Передано Абу Даудом (4338), Тирмизи (2168) и Насаи – с сахих иснадом) Таже оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи, 2448.

Из Адва аль Байан, 2:169

Аллаху известно лучше.