Вопрос #36734: Он привык приносить правдивые и ложные клятвы. Как ему искупить эти клятвы?

К сожалению, с тех пор, как я был маленьким, у меня привычка клясться Аллахом, как тогда, когда я говорю правду, так и тогда, когда я лгу. Я пытался отказаться от этой вредной привычки и считаю, что сейчас иду по правильному пути. Мой вопрос: каково положение клятв, которые я давал в прошлом? Что мне делать, чтобы Аллах простил меня? Должен ли я искупить за каждую клятву? Проблема в том, что я не могу подсчитать количество клятв.

Ответ:

Если вы поклялись в том, что сделаете что-то или не сделаете что-то в будущем, и не сдержали эту клятву, то вы обязаны искупить нарушение клятвы. Если вы поклялись о том, что сделали нечто в прошло или не сделали, и солгали при этом, то искупления за такие клятвы нет. За это вы должны покаяться пред Аллахом, а Он принимает покаяние тех, кто кается. Да поможет вам Аллах и простит ваш грех!

Хвала Аллаху.

Клятва бывает трёх видов:

1. Обязывающая клятва. Это клятва человека о том, что он решает что-то сделать или не сделать в будущем. Если человек нарушит такую клятву, то он должна искупить это. Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если кто-то поклянётся что-то сделать и не сделает, или поклянётся не делать что-то, но сделает, то он должен искупить свою клятву». Среди учёных по фикху нет разногласий по этому поводу. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Клятва, за которую, согласно единодушному мнению мусульман, должно быть искупление, это клятва о том, что будет в будущем»[1].

2. Непреднамеренная клятва. К ней относится та клятва, что произносится без намерения давать клятву; за такую клятву искупления нет. Потому что Аллах сказал:

لَّا يُؤَاخِذُكُمُ ٱللَّهُ بِٱللَّغْوِ فِىٓ أَيْمَٰنِكُمْ وَلَٰكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَٱللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах - Прощающий, Выдержанный»[2].

‘Айша, да будет доволен Аллах, сказала: «Этот аят „Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы“ о таких словах человека „Нет, клянусь Аллахом“ и „Да, клянусь Аллахом“»[3].

Если человек поклялся о чем-то, что считает правильным, а потом он узнал, что он был не прав, то искупление ему не нужно, как считают большинство учёных. Так как это относится к непреднамеренным клятвам /лягву/.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто клянется о чём-то, полагая, что это так, хотя на самом деле это не так, не должен совершать искупительных действий, так как это непреднамеренная клятва. Большинство ученых считают, что клятвы такого вида не требуют искупления. Ибн аль-Мунзир сказал: „Об этом передаётся от Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры, Абу Малика, Зурары ибн Ауфа, аль-Хасана, аль-Наха’и, Малика, Абу Ханифы и ас-Саури.

Среди тех, кто сказал, что это непреднамеренная клятва, также были Муджахид, Сулейман ибн Ясар, аль-Ауза’и, ас-Саури и Абу Ханифа и его спутники.

Большинство ученых считают, что для непреднамеренной клятвы не требуется искупление. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: „Таково единодушное мнение всех мусульман“.

Так как на это указывают слова Аллаха:

لَّا يُؤَاخِذُكُمُ ٱللَّهُ بِٱللَّغْوِ فِىٓ أَيْمَٰنِكُمْ

„Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы“. Эти клятвы относятся к таким, так как человек непреднамеренно ошибся, что схоже с тем, как если бы человек нарушил клятву по забывчивости»[4].

3. Ложная клятва. Это ложная клятва о событии в прошлом. Подобная клятва является большим грехом. За неё нет искупления, так как это слишком серьезный грех, чтобы его можно было искупить посредством искупительных действий.

Таким образом, если вы принесли обязывающую клятву и нарушили её, то вы должны искупить её /каффара/.

Если вы забыли количество таких кляв, то постарайтесь подсчитать и сделать столько искупительных действий, сколько бы, по вашему мнению, было достаточно для того, чтобы искупить их.

Если эти обязывающие клятвы касаются одного действия (совершения его или оставления), то и искупление за них только одно. Например, человек поклялся не разговаривать с кем-то, но нарушил клятву и не совершил искупительных действий, после снова поклялся, что не будет разговаривать, но снова нарушил её. В этом случае достаточно только одно искупление. В отличие от ситуации, когда человек поклялся не говорить с кем-то, а после поклялся не есть его еду. В этой ситуации следует совершить два искупительных действия. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос 34730.

А Аллах знает лучше.

___________________________________________________________________

[1] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 9. С. 390.

[2] Коран. Сура «Корова « 2:225.

[3] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 4613.

[4] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 9. С. 393.