Вопрос #34644: Ошибки во время тавафа
Во время тавафа мы заметили некоторых людей, которые стоять в начале тавафа и громко выкрикивают намерение совершить таваф. Мы также заметили, что некоторые из них толкаются чтобы достичь Черного Камня, и даже дерутся за него. Что вы думаете об этом?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Ошибки, которые могут возникнуть во время тавафа бывают разного рода:

1. Громко произносить намерение, во время совершения тавафа, и можно увидеть паломника, стоящего напротив Черного Камня произносящего: «О Аллах, я намереваюсь совершать семь кругом тавафа для Умры» или «О Аллах, я намереваюсь совершить семь кругов тавафа для Хаджа» или «О Аллах, я намереваюсь совершить семь кругов тавафа для приближения к Тебе»
Произношение намерения вслух является нововведением, потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не приказывал этого для уммы. Каждый кто поклоняется Аллаху так как это не делал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) или не приказывал это умме, тот совершает нововведение в религию Аллаха, и это не является частью религии. Поэтому, произнесение намерения на таваф является ошибкой и нововведением. Это ошибка с точки зрения шариата, а также ошибка с рациональной точки зрения. В чем смысл громкого произнесения намерения, если намерение это то что между человеком и его Господом, и Аллах знает, то что в сердцах людей и Он знает, что человек собирается обходить этот дом. Если Аллах знает это, то нет нужды произносить это вслух для рабов Аллаха.
Пророк совершал таваф прежде тебя, но он не произносил намерения вслух, когда совершал таваф. Сахабы совершали прежде тебя, но они не произносили намерения вслух, поэтому это ошибка.
2 Некоторые из тех кто совершает таваф сильно толкаются, когда хотят коснуться Черного Камня и Йеменского Угла, и они мешают другим. Они могут толкнуть женщину, и шайтан может наущать его и заполнить его сердце желанием к женщине в этом тесном и людном месте. Люди всего лишь люди и могут быть подавлены своими душами, которые призывают их к греху, так что этот грех будет совершен в тени Дома Аллаха. Это проблема которая усугубляется местом где это происходит, хотя и в другом месте это является грехом.
Не предписано толкаться, при касании Черного камня или Йеменского угла, напротив если это возможно сделать в спокойно и размеренной манере, то это следует сделать, а если это трудно сделать, то достаточно лишь указать на Черный Камень.
Относительно Йеменского Угла, то нет сообщений от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он указывал на Йеменский Угол и мы не можем сравнить его с Черным Камнем, потому что Черный Камень больше чем он, и Пророком было приказано указывать на Черный Камень.
В этой ситуации не предписано толкаться и существует опасение фитны при этом, также это может привести к тому, что в толкаясь человек может услышать неприятные слова и в конце концов он покинет это место злым и усталым.
Человек совершающий таваф должен выглядеть спокойным и быть с достоинством, чтобы он всегда помнил о поклонении Аллаху. Пророк сказал: «Таваф вокруг Дома и (Саи) межу Сафа и Марва и побитие камнями Джамаара было предписано, для выполнения поминания (зикра) Аллаха»
3. Некоторые люди считают, что таваф недействителен, если не поцеловать Черный Камень, и что поцелуй Черного Камня является одним из условий действительности тавафа, Хаджа и Умры. Это ошибочное мнение. Целование Камня является Сунной, это даже не отдельная сунна, а сунна того кто совершает таваф. Я не знаю другой Сунны целования Черного Камня, кроме как при тавафе. Основываясь на том, что целование Камня – Сунна и это не обязательно и не является условием тавафа, то если человек не поцелует его, то мы не говорим, что его таваф недействителен или что его таваф неполноценен и он совершает грех. Напротив, его таваф действителен и если много народа, то достаточно указать на Камень, вместо поцелуя, потому что это то, что совершал Посланник, когда было много народа и потому что совершая это, человек избегает вреда, который может быть причинен ему и который он может причинить.

Если кто либо спросит нас: «Если место тавафа (Матааф) очень заполнено людьми, то как вы думаете, что лучше толкаться и коснуться и поцеловать Черный Камень или указать на него?»
Мы ответим, что лучше указать, потому что это Сунна. Это было передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и лучшее наставление это наставление Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Поцелуй Йеменского Угла. В Сунне Пророка нет достоверного сообщения о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал то, и если акт поклонения не установлен Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), то он является нововведением, а не акт поклонения, который приближает к Аллаху. Основываясь на этом, не предписано целовать Йеменский Угол, потому что это не пришло от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это было передано в даиф (слабом) хадисе и не может быть взято как доказательство.

5. Некоторые люди, когда касаются Черного Камня или Йеменского Угла, касаются левой рукой и пренебрежительной манере. Это ошибка, потому что касание правой рукой и левая рука используется только для нечистых вещей, например для очищения после туалета, или высмаркивания и т.д. Когда дело касается вопросов поцелуя и уважения, то следует использовать правую руку.

6. Люди считают, что касание Черного Камня и Йеменского Угла делается для бараката или благословления, а не как часть ритуала тавафа, и они трогают их чтобы получить баракат от них. Это противоречит истинной цели касания или поцелуя Черного Камня – прославление Аллаха. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) касался Черного Камня, то он говорил: «Аллаху Акбар», указывая на то, что целью этого действия является прославление Аллаха, а не получение бараката этого камня. Так, когда халиф Умар, касался Черного Камня, сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень и не можешь принести ни вреда ни пользы. И я бы никогда не целовал бы тебя, если бы не видел, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал тебя»
В эту ошибку попадают некоторые люди, считающие что касание Камня придает баракат, они приносят своих маленьких детей и касаются их руками Угла или Камня, затем обтирают своих детей их руками. Это искаженная вера, которую необходимо исправить. Нам следует объяснить людям, что эти камни не могут принести им вреда или пользы, и что целью касания и целования является возвеличивание Аллаха и Его поминание, и следование примеру Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Все это и другое подобное не предписано шариатом. Напротив это нововведения (бида) и не приносит пользы тем кто совершает это. Но если это совершает незнающий и тот кто не понимает, что это бида, то возможно он будет прощен. Но если он знает, что это бида или если он пренебрегает тем, чтобы спросить о своей религии, то он грешник.

7. Некоторые люди читают определенные дуа на каждом круге. Это является нововведением, так как не было передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или его сподвижников. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники не читали определенные дуа на каждом круге. Что может быть сказано по этому поводу это то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил между Йеменским Углом и Черным Камнем: «О наш Господь! Даруй нам в этом мире благо и спаси нас от наказания Ада!»
И он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Таваф вокруг Дома и (Саи) между Сафа и Марва и побитие Джамара предписано только для поминания Аллаха»

Это нововведение усиливается тем, что человек носит с собой буклет с дуа для каждого круга, и читает этот буклет не осознавая что он говорит, потому что он не знает арабского и не понимает значения, или даже не смотря на то, что он араб и говорит по арабски, он не понимает что говорит. Мы слышим как некоторые из них произносят дуа, которые противоречат Исламскому учению; например мы слышим как некоторые из них говорят: «О Аллах, сделай нас независимыми Твоего Величия (джалика) и чтобы я не нуждался в том, что Ты запретил мне» вместо того, чтобы сказать «в тот что Ты разрешил(халика)»

Мы также видим как некоторые люди читают буклеты и когда они заканчивают дуа для круга, они не читают другие дуа. Если людей мало, то они заканчивают круг до того, как они заканчивают дуа, и их дуа получается укороченным.
Излечением для это является объяснение паломникам, что во время тавафа человек может говорить любое дуа и он может поминать Аллаха как желает. Если это будет объяснено людям, то проблема решиться.

Правило в отношении того, кто совершает подобные нововведения:

В отношении этих действий люди делятся на:
- абсолютно невежественные и не понимающие, что они совершают харам. В этом случае существует надежда, что они не будут обвинены.
- они знают, но они добровольно вводят себя в заблуждение. Такие люди грешники и они будут нести тяжесть грехов людей, которые последуют за ними.
- они небрежны и не спрашивают знающих людей. Возможно эти люди грешать ,потому что они небрежны и не изучают религию.

Это ошибки, которые мы заметили во время тавафа. Мы надеемся, что Аллаха наставит наших братьев мусульман, так чтобы их таваф был в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , ведь лучшее наставление это наставление Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Религия не основана на эмоциях и предположениях, а основана на том, что было передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Далиль аль Ахта аллати йагафиха аль Хадж Валь Мутамир, шейх ибн Усеймин