Вопрос #31805: Взвешивание деяний и раздача свитков в Судный день Как происходит раздача свитков рабов с записанными в них делами в Судный день? И как взвешиваются их дела? Ответ:
Вся хвала Аллаху. Раздача свитков с деяниями: Когда заканчивается расчет рабов за их деяния, каждому рабу дается его книга, в которой записаны все его деяния. Верующему эта книга преподносится с правой стороны в качестве уважения к нему, и он будет спасен и радостен в Судный день. Всевышний Аллах сказал: 7. Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, 8. получит легкий расчет 9. и вернется к своей семье радостным (сура аль-Иншикъакъ). Аллах также сказал: 19. Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: «Вот! Прочтите мою книгу! 20. Я верил в то, что мне предъявят счет». 21. Для него будет отрадная жизнь 22. в вышнем саду, 23. где плоды склоняются низко. 24. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни! (сура аль-Хакка). Что касается кафира, лицемера (мунафика), заблудшего, то им их книги будут даны слева и из-за спины. Всевышний Аллах сказал: 10. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, 11. станет призывать погибель 12. и будет гореть в Пламени (сура аль-Иншикъакъ). Аллах сказал: 25. Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет: «Лучше бы мне не вручали моей книги! 26. Не знать бы мне, каков мой счет! 27. Лучше бы она была концом всего! 28. Не помогло мне мое богатство! 29. Лишился я своей власти!» 30. Схватите его и закуйте, 31. потом бросьте его в Ад 32. и нанизьте его на цепь длиной в семьдесят локтей! (сура аль-Хакка). Когда рабам будут даны их книги, им скажут: 29. Это Писание Наше (Книга деяний) говорит против вас истинно. Мы приказали записывать все, что вы совершали (сура аль-Джасия). 14. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя (сура аль-Исра). Что касается Весов (”Мизан” الميزان ), то Весы будут поставлены для взвешивания на них деяний рабов. Аль-Куртуби сказал: “После окончания расчета идет взвешивание дел, потому что взвешивание нужно для получения награды или возмездия, и нужно, чтобы взвешивание произошло после расчета. Расчет – для исчисления деяний, а взвешивание – для выявления их количества, чтобы человек получил на основе взвешивания свое возмездие (джазаъ)”. Шариатские тексты указывают на то, что эти Весы – настоящие, у них есть две чаши, и на них взвешиваются людские деяния. Это великие Весы, оценить которыe может только Всевышний Аллах. Ученые разошлись в том, одни ли эти Весы, на которых взвешиваются деяния людей, или таких весов много, для каждого человека свои персональные весы? Те, кто сказал, что их много, взяли в качестве доказательства своих слов тот факт, что в некоторых аятах о весах говорится во множественном числе (мавазин), например: 47. В День воскресения Мы установим справедливые Весы (Мавазин), и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет! (сура аль-Анбия). وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئاً وَإِنْ كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَى بِنَا حَاسِبِينَ Те же, кто сказал, что Весы – одни, взяли доказательством своих слов высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “В Судный день будут поставлены Весы , и если бы на них были поставлены небеса и земля, они бы взвесили их. И ангелы скажут: “О Господь, для кого эти весы будут взвешивать?”, и Всевышний Аллах скажет: “Для того, кого Я пожелаю из Моих творений” (”ас-Сильсиля ас-Сахиха”, 941). Они растолковали аят, в котором слово “мизан” (”весы/الميزان”) приводится во множественном числе (”мавазин”), что имеются в виду разновидности того, что взвешивают – деяния, слова, книги, люди и т.д., и они сказали: “Были объединены вещи, которые на них взвешиваются”. На взвешивание слов указывает хадис, переданный Абу Хурейрой, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть 2 слова, легких для языка, тяжелых на весах, любимых для Милостивого – “субханаллахиль-азым”, “субханаллахи ва бихамдих”. Хадис передал аль-Бухари, 6406. На взвешивание дел указывает достоверный хадис, переданный Абуд-Дардой, который сказал, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “На Весах ничто не будет тяжелее благого нрава. Воистину, обладатель благого нрава достигнет с ним степени постящегося и делающего намазы” (”Сахих сунан ат-Тирмизи”, № 1629. То, что указывает на взвешивание свитков с деяниями – хадис от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Воистину, Аллах отделит человека из моей уммы в Судный день, и покажет ему 99 книг, после чего скажет: “Ты отрицаешь что-нибудь из написанного, поступили ли с тобой несправедливо мои писцы?”, и он скажет: “Нет, Господь мой”. Аллах скажет ему: “Есть ли у тебя оправдание?”, и он ответит: “Нет, о Господь”. Он скажет: “Нет, у тебя есть благое дело (хасана). Сегодня с тобой не поступят несправедливо”, и выйдет битака (карточка), в которой будет написано: “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник”. И Аллах скажет: “Взвесь свои дела”, и человек скажет: “Господь, ведь эта 1 карточка против 99 книг!” Аллах скажет: “С тобой не поступят несправедливо”, и книги деяний будут положены на одну чашу весов, а карточка – на другую, и книги окажутся легкими, – их перевесит карточка, и ничто так не тяжело, как имя Аллаха” (”Сахих сунан ат-Тирмизи”, 2127). То же, что указывает на взвешивание людей, – хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А (потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если пожелаете, прочтите (аят, в котором сказано): “…и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса”». Хадис передал аль-Бухари, № 4729. Также на это указывает то, что Ибн Масуд срывал мисвак из дерева арак, и у него были худые голени, и ветер растрепал его одежду, и люди стали смеяться. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Почему вы смеетесь?”. Люди сказали: “О пророк Аллаха, мы смеемся из-за худобы его голеней”, и он сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, эти голени будут тяжелее на Весах, чем гора Ухуд”. Аль-Альбани назвал иснад хадис хорошим в “Шарх ат-Тахавия”, № 571, стр. 418. Мы просим Аллах сделать наши Весы тяжелыми. И Всевышний Аллах лучше знает. |
|