Вопрос #3009: Правило в отношении использование четок (masbahah)

Какое правило действует в отношении четок?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Некоторые ученные заявляют о дозволенности использования четок, но они отмечают, что предпочтительнее делать тасбих на пальцах; другие говорят, что это бида (порицаемое нововведение)

Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в аль-Фатава (22/187): «Некоторые из них занимаются показухой одевая четки на свои плечи и держа четки в своих руках, превращая их в символ религии и молитвы. Известно из мутаватир сообщений, что ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ни его сподвижники не использовали это как символ. Они совершали тасбих и считали его на своих пальцах, как сказано в хадисе: «Считайте на своих пальцах, ведь они будут спрошены, и их заставят говорить»
Некоторые из них считают тасбих на мелких камушках или на косточках.
Некоторые люди говорят, что тасбих с четками является макрухом, а другие позволяют. Но никто не утверждает, что тасбих четками лучше, чем тасбих пальцами»
Затем он переходит к обсуждению вопроса показухи с четками, говоря, что это выставление на показ того, что не является предписанным, что еще хуже чем выставление на показ предписанного.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин (аль-Лига аль-Мафтух, 3/30) был спрошен о том является ли использовании четок нововведением, на что он ответил: «Лучше не использовать четки в тасбихе, но это не бидат, потому что есть довод, что некоторые сахабы совершали тасбих камушками.
Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил их тому, что тасбих на пальцах лучше, и сказал: «Считайте на пальцах, ведь их заставят говорить»
Совершение тасбиха четками не является харамом или бидатом, но лучше этого не делать, потому что совершающий тасбих четками упускает то, что лучше. Использование четок может также нести в себе элементы показухи. Так, мы видим как некоторые люди носят четки с тысячью камней, и они как бы говорят людям: «Смотрите, я совершаю по тысячу тасбихов!»
Во вторых, эти люди в основном невнимательны и не сосредоточены, и можно увидеть, что они совершают тасбих четками, а их взгляды направлены на что – то другое, что указывает на то, что они не полностью сконцентрированы.
Лучше делать тасбих на пальцах используя правую руку, чем используя левую руку. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считал тасбих на пальцах правой руки. Если человек считает тасбих используя обе руки, то в этом нет ничего неправильного, но лучше только правой»

В аль-Сильсилят ад-Даифа (1/110), цитируя слабый хадис:
«Какое прекрасное напоминание!» Шейх Мухаммад Насир аль-Дин аль-Альбани сказал:

На мой взгляд, смысл хадиса недействителен по многим причинам:

Во первых, четки являются нововведением и не были известны во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Это то, что пришло позже, и как же он мог поощрять к тому о чем не было известно? Доводом моим словам служит сообщение Ибн Ваддах в аль-Бидаа ва-Нихая от аль-Сальт ибн-Бахрам, который сказал: «Ибн Масуд прошел мимо женщины у которой были четки, посредством которых она совершала тасбих. Он порвал их и выбросил в сторону. Затем, он проходил мимо мужчины, который делал тасбих камнями, и он пнул их и сказал: «Ты считаешь, что ты лучше чем Сахабы, но то совершаешь бидат! Ты считаешь, что у тебя больше знаний, чем у Сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)!» Иснад этого сообщения достоверен до аль-Сальт, который является доверенным (сига), последователем Табиинов.

Во вторых, это противоречит наставлению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Абдуллах ибн Амр сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал тасбих на правой руке»

Он также сказал (1/117): «И достаточно зла использования четок, в том что они заменяют сунну подсчета на пальцах, не смотря на то, что все согласны, что подсчет на пальцах предпочтительнее. Как редко я вижу людей считающих тасбих на их пальцах!

Более того, некоторые люди выдумали много замысловатых путей для следования этому бидату, поэтому ты видишь, как последователи таригатов одевают четки вокруг шеи! Или некоторые из них считают камушки, при этом разговаривая или слушая! Или другие – и я не видел подобных им – водят мотоцикл в толпе людей с четками в руках! Они показывают людям, что они не отвлекаются от поминания Аллаха даже на секунду! Но во многих случаях, этот бидат отвлекает от совершения обязательного. Много раз случалось со мной и с другими, что когда они приветствуют саламом подобных людей, то вместо ответа они лишь качают головой. Плохих последствий бидатов множество, и никто не может сказать, чем сказал поэт:

«Все благо в следовании предшественникам (саляф)
Все бедствия в нововведениях пришедших позже»

Аллаху известно лучше.