Вопрос #2943: Желательные, порицаемые и запретные цвета мужской и женской одежды

Какие цвета в одежде являются желательными, порицаемыми и запретными для мужчин и для женщин?

Ответ:

Хвала Аллаху
Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, необходимо упомянуть важный момент. Он состоит в том, что основа в цветах одежды, которую надевают мужчины и женщины, – дозволенность, если только в отношении определенного цвета для мужчин или для женщин не приходит запрет в Шариате. В Шариате приводятся тексты, указывающие на ношение одежды определенных цветов и на запрет ношения одежды определенных цветов. Среди цветов, упомянутых в Шариате следующие.
Черный цвет. Передается от Умм Халид бинт Халид, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одежду, среди которой был маленький черный камис (предмет одежды). Он сказал: «Кому вы думаете, мы должны отдать это?» Люди промолчали. Тогда он сказал: «Приведите ко мне Умм Халид», и ее привели к нему на руках (она была еще маленькой – прим. пер.). Он взял одежду своими руками, надел ее на Умм Халид и сказал: «Живи долго и износи ее». На одежде был зеленый или желтый знак, и он сказал: «O Умм Халид, это – санах (хорошо)». И санах – абиссинское слово (аль-Бухари).
Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день открытия Мекки в черной чалме» (Муслим).
Передается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она сказала: «Я соткала посланнику Аллаха черный плащ. Он надел его. И когда он вспотел в нем, то почувствовал запах шерсти, который был ему неприятен. Ему нравились приятные запахи» (Абу Дауд; аль-Хаким сказал: «Это предание достоверно в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима»; аз-Захаби придерживался того же мнения). Шейх аль-Албани в книге «Ас-сахиха» (Т. 5. С. 168. № 2136) сказал: «Этот хадис таков, как о нем сказали. Абу Дауд начал главу о черном в „Сунан“ с этого хадиса». Автор «‘Аун аль-ма‘буд» сказал: «Это предание указывает на дозволенность ношения одежды черного цвета, и этому нет порицания» (‘Аун аль-ма‘буд. Т. 11. С. 126)».
Черный цвет дозволен как мужчинам, так и женщинам. С этим цветом связано нововведение: намеренное ношение одежды черного цвета при несчастиях. В этом проявляется уподобление христианам. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин сказал: «Ношение черного цвета при несчастиях – ложный символ, которому нет основы. Когда человека постигают несчастья, ему необходимо совершать то, что велит Шариат, и говорить: „Инна ли Лляхи уа инна илей-хи раджи‘ун. Аллахумму аджур-ни фи мусыбати уа-хлиф ли хайран мин-ха (Воистину, Аллаху мы принадлежим и к Нему вернемся. О Аллах, вознагради меня в моем несчастии и замени мне лучшим)“. Если человек скажет эти слова с верой и надеждой на награду Аллаха, Он вознаградит его за это и заменит лучшим» (Фатауа исламия. Т. 3. С. 313). Он также сказал: «Ношение при несчастии одежды определенных цветов является нововведением, по нашему мнению. Потому что это указывает на недовольство со стороны человека предопределением Аллаха…».
Белый цвет. Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он был в белой одежде. Он спал. Когда я пришел к нему в следующий раз, он уже проснулся…» (аль-Бухари в главе о белых одеждах).
Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день битвы при Ухуде справа и слева от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я видел двух мужчин в белых одеждах. Я не видел их ни до этого, ни после» (аль-Бухари). Ибн Хаджар сказал: «Эти двое мужчин – Джибриль и Микаиль» (Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 295).
Одежда белого цвета является желательной для живых, и в саван белого цвета желательно заворачивать умерших. Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Надевайте белые одежды. Воистину, они – лучшие из одежд. И заворачивайте в (белое) ваших покойников» (Абу Дауд, ат-Тирмизи; аль-Албани в «Ахкям аль-джанаиз» сказал, что хадис достоверен). Также во время совершения паломничества мужчинам желательно надевать белые изар (часть одежды паломника, закрывающая нижнюю часть тела – прим.) и рида (накидка на плечи или плащ – прим. пер.).
Зеленый цвет. Сообщается, что Абу Римса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на котором были две одежды зелёного цвета» (ан-Насаи № 5224 и ат-Тирмизи; ат-Тирмизи сказал, что это – хороший гариб хадис).
Красный цвет. В отношении одежды красного цвета для мужчин существует запрет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этот запрет касается мужчин, но не женщин. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил надевать одежду муфаддам» (Ахмад и Ибн Маджа № 3591). Муфаддам – это одежда, насыщенно окрашенная сафлором (сафлор дает или желтый, или красный цвет прим. пер.). В «Хашийа ас-Синди ‘аля сунан ан-Насаи» сказано: «Муфаддам – это одежда насыщенно красного цвета».
Передается от ‘Умара, что когда он видел человека в красной или желтой одежде, он привлекал его к себе и говорил: «Оставьте это женщинам» (ат-Табари).
‘Абдуллах ибн ‘Амру, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мимо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел мужчина у двух красных одеждах. Он поприветствовал пророка, но посланник Аллаха, мир ему и благословение, не ответил ему на приветствие» (Абу Дауд, ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис; аль-Баззар сказал, что он знает этот хадис только по этой цепочке передатчиков, в которой есть Абу Йахъя аль-Каттят, а в отношении его есть разногласия).
Почему пророк запретил красную одежду мужчинам? Приводится несколько мнений, среди них:
- так как это одежда неверующих;
- так как это одежда женщин, а уподобляться женщинам запрещено;
- из-за того, что человек, надевший красную одежду, желает привлечь к себе внимание, и ношение красного цвета умаляет мужество.
Запрет касается только одежды, которая полностью окрашена в красный цвет. Если же одежда окрашена не только в красный, но и в другие цвета, то подобная одежда не запрещена. Доказательством этому служат другие хадисы. Сообщается, что аль-Бараа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был среднего роста. (Однажды) я увидел его в одежде (хулля) красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид,) чем он» (аль-Бухари № 5400). Хулля – йеменская одежда, которая в большинстве случаев бывает полосатой. В ней красный цвет перемежается с другим, и она не бывает полностью красной.
Ибн Кайим, да помилует его Всевышний Аллах, об одежде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сообщается, что аль-Бараа, да будет доволен им Аллах, сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был среднего роста. (Однажды) я увидел его в одежде (хулля) красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид,) чем он“.
Хулля – это костюм из верхней и нижней частей… Ошибку совершает тот, кто думает, что хулля была полностью красной. Красная хулля – это две тканные йеменские одежды в красную и черную полоску, как и другие йеменские одежды… Однако, вещи полностью красного цвета категорически запрещены. В „Сахих аль-Бухари“ приводится категорический запрет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на использование красных подушек… О дозволенности надевания красной одежды и использования красной ткани необходимо дополнительной исследование. Что же касается нежелательности этого, то это очень нежелательно» (Зад аль-ма‘ад. Т. 1. С. 139).
А Всевышний Аллах знает лучше.