Вопрос #287792: Как праведные предшественники достигли такой силы веры?

Я всегда поражаюсь положению предшественников, и как они достигли того, чего достигли? Когда я читаю об их караматах (чудесах), то удивляюсь, как они достигли такой степени? Как они смогли вывести мирскую жизнь из своих сердец?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Вы задаете вопрос об этом, однако это легко для того, кому Аллах облегчил это. Говорить о положении предшественников и об их делах, посредством которых они достигли высоких степеней веры, можно много. На эту тему существуют многотомные труды, книги. Однако объединяют их два основных момента, и на них построены все дела предшественников. Тот человек, который станет придерживаться их, мы надеемся, станет похожим по положению на положение праведных предшественников и войдет в их компанию. Просим Аллаха облегчить нам и вам эти два основных момента, укрепить нас и вас в этом, пока мы не встретим Его довольным нами! Эти моменты заключены в следующем.

Первое: стремиться следовать всему, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, и проявлять терпение на этом пути.

Для достижения высокой степени пред Аллахом, как это обусловил Аллах, необходимо следовать Шариату, который был дан Пророку, да благословит его Аллах и облагодетельствует:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»[1].

Шейх Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Аллах, пречист Он, велел нам следовать Посланнику и подчиниться ему, поддерживать его и любить, а также любить Аллаха и Его посланника больше всего остального. Он гарантировал Свою любовь и щедрость тому, кто станет подчиняться Ему и любить. Всевышний сказал:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи“, а также:

وَإِنْ تُطِيعُوهُ تَهْتَدُوا

„Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем“, и также:

وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

„Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние“. В Коране много подобных аятов. Никто не должен выходить за пределы Сунны, за пределы того, что пришло в Шариате, того, на что указывает Коран и Сунна, и того, чего придерживались предшественники из этой общины»[2].

Следование невозможно представить без изучения и понимания того, с чем был послан Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, поэтому первым шагом в следовании Шариату является изучение его из достоверных источников и проявление терпения на этом пути.

Передается от Хумейда ибн ‘Абд ар-Рахмана, что он слышал, как Му‘авия обратился с проповедью к людям и сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „Кому Аллах желает блага, тому Он дает понимание религии“»[3].

Передается от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает (ему) других»[4].

Сказал шейх Ибн Таймия, да помилует его Аллах:

«Смысл слов Пророка „Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает (ему) других“ указывает на обучение словам Корана и его смыслам вместе. Более этого, обучение смыслам более важно, чем обучение (чтению его) слов, потому что именно это увеличивает веру»[5].

Предшественники были терпеливы в изучении Шариата Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, а после терпеливо совершали то, о чем узнали.

Ибн Мас‘уд сказал: «Когда кто-то из нас изучал десять аятов, то он не переходил к следующим, пока не понимал смысл и значение предыдущих и не действовал в соответствии с ними»[6].

Передается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Поистине, мы прожили часть своей жизни, и кому-то из нас вера была дарована прежде Корана. И (когда) Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылалась сура, мы обучались дозволенному и запретному из нее, и тому, где следует останавливаться (при чтении суры), как вы обучаетесь Корану (сейчас). Но затем я стал видеть людей, которым был дарован Коран, и они прочитывают его от суры „аль-Фатиха“ и до конца, не зная, что повелевает Коран и что запрещает, и не зная, где необходимо останавливаться, но читая его так быстро, как падают твердые финики (от тряски)»[7].

Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулями сказал: «Нам рассказали те сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, которые обучали нас Корану, что они обучались у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, десяти аятам, и не изучали другие десять, пока не узнавали обо всех знаниях и деяниях из этих аятов. Они говорили: „Мы получали знания и обучались деяниям“»[8].

Второе: следование Пророку, да благословит его Аллах и облагодетельствует, на основе убежденности, без сомнений, правдивое, искреннее.

Сподвижники обучались тому, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, с искренним намерением, получали знание с твёрдой убежденностью и были правдивы в этом. Они боролись с собой, чтобы не допустить показухи, не допустить изучения Шариата и поклонения ради мирского, следуя словам Всевышнего Аллаха:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»[9].

Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

«„Будьте с правдивыми“ в своих словах, в делах и в ситуациях. Они были таковыми, что их слова, дела и поступки были только правдивыми. В них не было лени и расслабленности, отсутствовали дурные цели, но содержали искренность и праведное намерение. Воистину, правдивость ведет к благочестию, а благочестие - к Раю.

Сказал Всевышний Аллах:

هَذَا يَوْمُ يَنْفَعُ الصَّادِقِينَ صِدْقُهُمْ

„Это - день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость“»[10].

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:

«Добродетели не выражаются многочисленностью деяний телом, но тем, искренне ли они выполнены ради Аллаха, Великого и Всемогущего, и соответствуют ли они Сунне, а также многочисленностью деяний сердца.

Знающий об Аллахе, о своей религии, канонах и велениях Шариата, кто боится Аллаха, любит Его и надеющийся на Его милость, лучше, чем тот, кто не таков, даже если совершает больше деяний…

Поэтому некоторые предшественники говорили: „Абу Бакр не обогнал их многочисленностью постов и молитв, но тем, что утвердилось в его душе…

Абу Сулейману упомянули о долгой жизни Бану Исраиль, а также об их сильном старании в совершении деяний, и что среди людей были те, кто по-доброму завидовал им в этом.

Он сказал: „Воистину, Аллах желает от вас лишь правдивого намерения обрести то, что у Него“ или сказал что-то подобное.

Ибн Мас‘уд сказал своим сподвижникам: „Вы поститесь и совершаете молитвы больше, чем сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и облагодетельствует, но они были лучше вас“. Они спросили его: „Почему это так?“ Он ответил: „Они были более воздержанны к этому миру, чем вы, и больше желали последней жизни“»[11].

Таким образом, путь достижения высокой степени веры, как это было у праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, заключается, во-первых, в терпении при обучении тому, с чем пришел Пророк, мир ему и благословение, а после проявлении терпения в совершении того, что он велел, и оставлении того, что он запретил. И все это наряду с правдивостью, искренностью, воздержанностью к этому миру и желанием получить награду в последней жизни.

Самое главное в достижении этого — это преклонение перед Всевышним Аллахом и обращение к Нему с мольбой вести верным путем и укреплении на этому пути, ведь всё — в руках Аллаха. Так пусть человек выбирает такое время, в которое Аллах отвечает на мольбы, например, последнюю треть ночи, как это делали до этого праведные предшественники.

Сообщается от Ибн Шихаба аз-Зухри, от аль-Агарра, от Абу Салямы бну ‘Абд ар-Рахмана, от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: „Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?“, пока не наступает утренняя заря»[12].

Поэтому они предпочитали совершать молитву в последнюю треть ночи, а не в первую.

А Аллаху ведомо лучше.

___________________________________________________

[1] Коран. Сура «Семейство Имрана» 3:31.

[2] Ибн Таймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 1. С. 334.

[3] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 71; Муслим. Ас-Сахих, № 1037.

[4] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5027.

[5] Ибн Таймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 13. С. 403.

[6] Ат-Табари. Джами‘у-ль-байан (тафсир). Т. 1. С. 74.

[7] Аль-Хаким. Аль-Мустадрак. Т. 1. С. 35; он сказал, что этот хадис достоверен по условиям аль-Бухари и Муслима, и слабость его не известна; аз-Захаби считал так же.

[8] Ахмад. Аль-Муснад. Т. 38. С. 466; исследователи сказали, что это предание хорошее.

[9] Коран. Сура «Покаяние» 9:119.

[10] Ас-Са‘ади. Тафсиру-с-Са‘ади. С. 355.

[11] Ибн Раджаб. Маджму’у раса’или Бни Раджаб. Т. 4. С. 412-413.

[12] Ахмад. Аль-Муснад. Т. 13. С. 35; аль-Альбани в «Ируа’у-ль-галиль» (Т. 2. С. 196) сказал, что хадис достоверен.