Вопрос #26862: Мудрость предписания поста Какая мудрость заключается в предписании поста? Ответ: Хвала Аллаху. В первую очередь, нам необходимо знать, что одно из прекрасных имён Аллаха — «Аль- Хаки́м» (Мудрый). Слово «Аль-Хаки́м» имеет тот же корень, что и слово «аль-хукм» (решение, постановление) и «аль-хикма» (мудрость). Лишь одному Аллаху принадлежит решение, Его решения предельно мудры, полноценны и точны. Во-вторых, Всевышний Аллах не предписывает ни одно решение, не вложив в него великую мудрость, которую иногда мы постигаем, иногда мы ничего не знаем о ней, а иногда мы узнаём часть ее, но многое остаётся скрытым от нас. В-третьих, Всевышний Аллах упомянул мудрость предписания поста и вменения его нам в обязанность, в Своих словах: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمْ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» [Аль-Бакара 2:183]. Соответственно, пост является средством достижение богобоязненности. Богобоязненность — это совершение того, что приказал Всевышний Аллах, и оставление того, что Он запретил. Пост — одно из самых великих средств, которые помогают рабу Аллаха выполнять заповеди Ислама. Учёные (да помилует их Аллах) упомянули некоторую мудрость, заключённую в предписании поста. Все они относятся к характерным особенностям богобоязненности. Но нет ничего плохого в их упоминании, чтобы постящийся узнал о них и стал усердствовать, стараясь достичь их. Мудрость предписания поста заключается в следующих вещах: 1. Пост является средством воздаяния благодарности за милости. Пост — это отказ от еды, питья и половой близости. Все эти милости являются одними из высших видов удовольствий. И временный отказ от этих вещей заставляет человека ценить их. Милости Аллаха остаются неизвестными, но когда их теряют, о них узнают, и это заставляет человека воздавать благодарность за них. 2. Пост является средством оставления грехов, потому что, если человек может отказаться от дозволенного, желая достичь довольства Всевышнего Аллаха и страшась его мучительного наказания, он, тем более, сможет отказаться от запретного. Таким образом, пост становится причиной соблюдения запретов Всевышнего Аллаха. 3. Пост позволяет контролировать желания, потому что, когда человек становится сытым, его желания усиливаются, а когда он становится голодным, он отказывается от них. И поэтому, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О молодые люди! Тот из вас, кто способен (физически и материально) вступить в брак, пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, пусть постится, потому что так он сможет подавить вожделение». 4. Пост вызывает чувства милосердия и сочувствия к беднякам. Когда постящийся вкушает трудности голода в некоторые периоды времени, он вспоминает тех, кто пребывает в этом состоянии постоянно, это смягчает его сердце по отношению к ним, он становится милосердным к ним и начинает делать им добро. Таким образом, пост становится причиной проявления сострадания к беднякам. 5. Пост одолевает шайтана и ослабляет его, его наущения становятся слабее и, соответственно, количество грехов человека уменьшается. И это из-за того, что, как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, шайтан передвигается по венам сына Адама». Но пост ссужает пути шайтана, после чего он ослабевает, и его влияние уменьшается. Шейх Ислама Ибн Таймия сказал в «Маджму` фатава» [25/246]: «Нет сомнения в том, что кровь создается из пищи и питья. Когда человек ест или пьёт, пути шайтана расширяются (он движется по крови), а когда человек постится, пути шайтана ссужаются, и сердце побуждается к совершению благих поступков, оставлению греховных поступков. 6. Пост тренирует душу помнить о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ней. После чего человек оставляет желания своей души, хотя имеет возможность воплотить их в жизнь, потому что он знает, что Аллах наблюдает за ним. 7. В посте заключается аскетизм по отношению к этому миру и мирским страстям, и побуждение стремиться к тому, что у Всевышнего Аллаха. 8. Пост приучает верующего постоянному поклонению, потому что постящийся, в большинстве случаев, начинает много поклоняться, и это входит у него в привычку. Это некоторая часть мудрости предписания поста. Мы просим Всевышнего Аллаха оказать нам поддержку в их осуществлении и помочь нам поклоняться Ему должным образом. А Аллаху ведомо лучше. Смотри: Тафсир ас-Са`ди [стр 116], Хашия Ибн Касим `Ала ар-Равд аль-Мурабба` [3/344], Мавсу`а аль-Фикхия [28/9]. |
|