Вопрос #257914: Упоминание недостатков человека в его присутствии или отсутствии Считается ли сплетней слова о человеке, что у него густая кровь, учитывая, что его при этом не было рядом? Считается ли это сплетней, если эти слова были произнесены в гневе? Ответ: Хвала Аллаху. Во-первых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует четко определил границы сплетни и злословия. Он, мир ему и благословение, спросил: Знаете ли вы что такое сплетня? Сподвижники ответили: Аллах и Его Посланник знают лучше. Тогда он сказал: Говорить о своем брате (мусульманине) то, что ему не нравится. Его спросили: А если в нем действительно есть то, о чем я говорю? Он ответил: Если в нем действительно есть то, о чем ты говоришь, то ты сказал сплетню, а если в нем нет того, о чем ты говоришь, то ты оклеветал его[1]. Имам Малик упомянул, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел мужчина и спросил: Что такое сплетни? Он ответил: Говорить о человеке то, что ему не нравится слышать. Тогда он спросил: О Посланник Аллаха, а если это действительно в нем есть? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если ты скажешь ложь, то это клевета[2]. Во-вторых, сплетня всегда заглазное обсуждение человека, обсуждение его в его отсутствие. Что же касается указания на его недостатки в его присутствии, то это поношение (ругань) в его адрес, что также запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поношение (ругань) мусульманина есть нечестие, а убийство его - неверие[3]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями друг другу! Мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи и ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность (скрыта) здесь!, — и (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина![4] Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: Более верно считать сплетней то, что говорится в отсутствие человека; и это значение учитывает происхождение слова (то есть „гыба“ (сплетня) произошло от „гайба“ (отсутствие)), об этом говорили ученые-языковеды. Ибн ат-Тин сказал: „Сплетня означает говорить о человеке то, что ему неприятно в его отсутствие“, так же об этом сказал аз-Замахшари, Абу Наср аль-Кушайри в своем труде „Тафсир“, Ибн Хамис в небольшой книге о сплетне, аль-Мунзири и другие ученые, последний из которых аль-Кирмани: „Сплетня – это когда ты говоришь за спиной человека о том, что ему было бы неприятно, если бы он услышал, и если это правда“[5]. Аль-Джурджани сказал: Сплетня – это упоминание недостатков, которые действительно есть в человеке, в его отсутствие. Если же этих недостатков нет, то это уже клевета, а если недостатки будут упоминаться в лицо человека – это брань и ругань[6]. Таким образом, если Вы скажете о своем брате мусульманине, что он тяжеловесен и такой, с кем тяжело общаться из-за медлительности его натуры, речи, то это будет запрещенной сплетней о нем, даже если эти слова были сказаны сгоряча, в гневе. Гнев не дает Вам право покушаться на честь своего брата, который не нанес Вам вреда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о серьезном наказании за сплетни, поэтому устремитесь к покаянию и просьбе о прощении у того брата, если он услышал о том, что Вы сказали о нем. Если же он не услышал, то просите прощения у Аллаха и взывайте к Аллаху за своего брата по вере. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 23328 . А Аллах знает лучше. [1] Муслим. Ас-Сахих, № 2589. [2] Малик. Аль-Муватта. Т. 3. С. 150; аль-Альбани в ас-Сильсиляту-с-сахиха (№ 1992). [3] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 48; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 64. [4] Муслим. Ас-Сахих, № 2564. [5] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 10. С. 469. [6] Аль-Джурджани. Ат-Та‘рифат. С. 163.
|
|