Вопрос #2572: Ограничения в том, насколько можно смотреть на невесту и правила в отношении касания ее и нахождения с ней наедине. Необходимо ли ее разрешение на то, чтобы посмотреть на нее?
Я читал хадис в котором сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил мужчинам смотреть на женщину, перед тем как принято решение о замужестве. Вопрос в том, на что разрешено смотреть мужчине? Может ли он посмотреть на ее волосы (увидеть всю голову)?
Ответ:


Вся хвала Аллаху.





Ислам приказывает нам потуплять взоры и запрещает смотреть на немахрам женщин. Этот приказ направлен на очищение душ людей и защиты их чести. Тем не менее, существуют исключения, при сватовстве. В этом случае дозволено посмотреть на женщину, так как это может послужить основанием для принятия решения, влияющее на всю жизнь человека. Существуют достоверные сообщения указывающие на дозволенность смотрения на невесту.



Среди них нижеследующие:



От Джабира ибн Абдуллаха, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас сватается к женщине, и если он может посмотреть на то, что вдохновит его на женитьбу, то пусть сделает это». Он (Джабир) сказал: «Я посватался к девушке, и я прятался от нее пока не увидел то, что вдохновило меня на женитьбу на ней, и я женился на ней» Этот хадис было оценен как сахих шейхом Албании в Сахих Абу Дауд. Согласно другому сообщению, он сказал: «молодая девушка из Бани Салама. Я прятался, пока не увидел то, что вдохновило меня на женитьбу, и я женился на ней» (Saheeh Abi Dawood, no. 1832, 1834)





От Абу Хурайры: Я был с Посланником Аллаха (Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда зашел мужчина и сказал, что он женился на женщине из Ансар. Посланник Аллаха Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Видел ли ты ее?» Он ответил: «Нет» Он сказал: «Пойди и посмотри не нее, потому что в глазах у ансар есть что-то» (Муслим 1424, al-Daaraqutni, 3/253 (34))





От Мугиры ибн Шуба: «Я предложил женитьбу женщине и Посланник Аллаха Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты видел ее?» Он ответил: «Нет» Он сказал: «Посмотри на нее, ведь это соответствует тому, чтобы между вами было совместимость и любовь» Согласно другому сообщению: «Он поступил так и женился на ней, и сообщается что они жили долго» (Передано al-Daaraqutni, 3/252 (31, 32); Ibn Maajah, 1/574)





От Сахль ибн Сада (да будет доволен им Аллах): «Женщина пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «Я хочу выдать себя замуж на тебя». Посланник Аллаха пристально посмотрел на нее, затем опустил свою голову. Один из сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха, если те не хочешь, то я женюсь на ней» (Передано Бухари, 7/19; Муслим, 4/143; Насаи, 6/113 Sharh al-Suyooti; al-Bayhaqi, 7/84)





Высказывания ученых по этой теме:





Шафи сказал: «Если мужчина хочет жениться на женщине, то не позволено ему видеть ее без покрывала. Он может посмотреть на ее лицо и руки, если она покрыла (голову), с ее и без ее разрешения. Аллах сказал (перевод смысла):
«… и не выставляйте на показ прекрас, кроме тех что видны…» (24:31)»
Он сказал: «Лицо и руки» (al-Haawi al-Kabeer, 9/34).





Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Если он желает посвататься к ней, то мустахабом является посмотреть на нее, вместо того что он испытает разочарование. Другим мнение является то, что это не мустахаб, а дозволенное, но первое мнение более правильно, потому что имеются хадисы на этот счет. Разрешено смотреть несколько раз, для того чтобы сложилось впечатление о физической внешности, с ее разрешения или без ее разрешения. Если трудно посмотреть на нее, то он может послать женщину посмотреть на нее, чтобы та описала ее ему. Женщина также может посмотреть на мужчину… Разрешено посмотреть на лицо и руки, спереди и сзади, ему не следует смотреть на что-либо еще» Rawdat al-Taalibeen (7/19-20).





Абу Ханифа разрешил также посмотреть на стопы, также как и на лицо и руки (Bidaayah al-Mujtahid wa Nihayyat al-Muqtasid, 3/10)



«Можно смотреть на лицо, руки, стопы, и не более чем это» Ибн Рушд, также процитировал вышесказанное.





Из сообщений от мазхаба имама Малика:



Дозволено смотреть на лицо и руки



Дозволено смотреть на лицо, руки и предплечья.





От имама Ахмада были переданы различные сообщения, среди которых сказано, что можно смотреть на лицо и предплечья. В другом сообщении сказано, что можно смотреть на то, что обычно видно, на шею, икры и т.д.



Также, это передано от Ибн Кудама в al-Mughni (7/454), имам ибн Каййум аль Джаузия в Tahdheeb al-Sunan (3/25-26), и аль Хафиз ибн Хаджар в Fath al-Baari (11/78)… Достоверным мнением в книгах Ханбалитов является второе мнение.





Из выше сказанного, ясно, что большинство учены считают, что мужчине дозволено смотреть на лицо и руки невесты, потому что лицо указывает на ее красоту и руки указывают на ее худобу или толстоту.





Абуль Фарадж аль Магидиси сказал: «Нет разногласий между учеными, что разрешено смотреть на лицо… цент красоты и на что обычно смотрят»





Правило в отношении касания невесты и пребывания с ней наедине.





Аль Зайла сказал: «Не разрешено касаться ее рук или лица, даже если есть уверенность в том, что это не вызовет желания, потому что это харам для него, и в этом нет необходимости». В Durar al-Bihaar сказано: «Не разрешено кади, свидетелю или жениху касаться ее, даже если они уверены в том, что это не вызовет желания, потому что в этом нет необходимости….» (Radd al-Muhtaar ‘ala’l-Durr al-Mukhtaar, 5/237)



Ибн Кудама сказал: «Не разрешено оставаться с ней наеине, потому что это запрещено и Ислам дозволяет только посмотреть на нее, таким образом khulwah (пребывание наедине) запрещено, потому что нет уверенности в том, что не произойдет ничего запрещенного, если он останется с ней наедине. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не остается мужчина с женщиной наедине, кроме как шейтан бывает третьим». Не следует смотреть на нее похотливо… Ахмад сказал, в достоверном сообщении от Салиха: «Он может посмотреть на ее лицо, но не с похотью». Можно смотреть повторно, изучая ее красоту, потому что эта цель не может быть достигнута другим путем»





Разрешение невесты.



Мужчина может смотреть на невесту даже без ее разрешения и без ее ведома. На это указывается в достоверных хадисах.



Аль Хафиз ибн Хаджар сказал в Фатх аль Барии (9:157): «Большинство ученых сказало: разрешено смотреть на нее, без ее разрешения»



Ученый по хадисам, шейх Мухаммад Насир аль Дин Альбани сказал в al-Silsilat al-Saheehah (1/156), поддерживая это мнение: «Также мы видим доказательство в словах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе: «… даже если она не знает». Это подтверждается и деяниями сахабов, соответствует сунне, когда Мухаммад ибн Муслима и Джабир ибн Абдуллах, прятались для того, чтобы увидеть своих невест, что вдохновляло их на женитьбу…»





Также, шейх Албании сказал: (тaм же, стр 156):



«От Анаса ибн Малика передано: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел жениться, и он послал женщину, для того, чтобы она посмотрела на нее: «Посмотри как пахнет у нее изо рта, и на заднюю часть ее коленок» (Передано al-Haakim, 2/166, который сказал, что хадис достоверен по условиям Муслима и Захаби согласился с ним. Также, передан al-Bayhaqi, 7/87. В Majma’ al-Zawaa’id (4/507) он сказал: «Передано Ахмадом и аль Баззаром, и цепочка Базара thiqaat.”)



В Mughni al-Muhtaaj (2/128) сказано: «Мы понимаем из этого сообщения, что тот кого послали, может описать лучше чем если мужчина увидит ее сам. Поэтому посылание человека дает больше чем просто смотрение.»





Аллаху известно лучше.