Вопрос #248517: Завет взятый у сынов Адама – это фитра.
В суре «Бакара» упомянута история о том, что это наша вторая жизнь. Первая жизнь человека была в форме души в барзахе (мир, предназначенный для душ до этого мира). Аллах взял завет со всех нас, что мы не будем поклоняться никому кроме Него. Но когда он отправил нас в этот мир, Он лишил нас части нашей памяти.
Возникает естественный вопрос: в чем же смысл этого завета, если в последствии память о нем была удалена?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.


Во-первых:
Завет, который Аллах взял с потомства Адама в предыдущей жизни не был полностью стерт из нашей памяти, и никто из сынов Адама не забыл о нем. Это и есть фитра (естественная склонность / природа человека), которая имеется в наших душах и сердцах, которая подталкивает нас верить в Аллаха и познавать Его. Фактически, это чувство заставляет нас признать Создателя как единственного, кто распределяет свои благословения на нас и на все создания.
Духовное и рациональное стремление уверовать в Аллаха – является сильнейшим фактором, который заставляет человека уверовать в Аллаха и признать Его единство, и оно обычно сильнее, чем другие стремления, ведущие к заблуждению и сомнениям. Часто это стремление может побороть человека и заставить его глубоко сердцем уверовать в Единобожие (Таухид) во времена кризиса и бед, даже несмотря на то, что обладатель этого естественного стремления (фитры), сегодня притворяется атеистом. Естественная склонность (фитра) взывает принять Единобожие, что является проявлением первого завета взятого с сынов Адама.

Если же спрашивающий убежден не в том, что говорит, то он может найти ответ на этот вопрос.
Если он знает, что завет был взят с сынов Адама «Разве не Я ваш Господь?» (7:172), и если было бы как он предполагал, что этот завет не отразился в нашей фитре и не проник глубоко в нас, а просто должен был остаться в ясной памяти, то, чтобы тогда осталось у нас из сферы скрытого (гайб)? Каким образом тогда можно было бы проверить веру, если каждый бы помнил о своем завете с Аллахом? Аллах создал весь этот мир, чтобы испытать нас и увидеть, будем ли мы совершать праведные деяния и будем ли мы стараться исправиться и сражаться с бесчестием. В каждом из этих испытаний должно быть то, что ведет к успеху и то, что ведет к провалу, и человек должен выбрать свой путь в свете этого наставления.
Абу Дауд передал в Сунане (4716) следующее сообщение, оцененное шейхом Албани как сахих: аль-Хасан ибн Али сказал нам: аль-Хаджадж ибн аль-Минхал сказал: я слышал, как Хаммад ибн Салама объяснял хадис: «Каждый человек рождается в состоянии фитры»: «Мы считаем, что хадис указывает на то, как Аллах взял завет у людей, когда они были в чреслах своего отца и когда Аллах спросил: «Разве не Я ваш Господь?» и они ответили: «Да» (7:172).

Далее мы приведем мнение ученых, которые подтверждают, что завет – это фитра, и эта фитра присутствует в человеке постоянно и никогда не исчезает. Это послание Аллаха человечеству, чтобы напомнить ему о первом завете; это послание ясное, потому что оно находится в каждой душе, но в тоже время, его невозможно засвидетельствовать взглядом. В противном случае, не было бы смысла в вере в невидимое (гайб); и не было бы смысла в создании человека.

Ибн Кутайба (да помилует его Аллах) сказал:
Под словами хадиса: «Каждый рождается в состоянии фитры» имеется ввиду завет, который Аллах взял у них, когда они были в чреслах своего отца Адама:
«от твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем».» (7:172)

Не найти того, кто не верит, что у него был Создатель, который создал и контролирует его, даже если при этом человек называет Создателя каким-либо иным именем или если поклоняется кому-либо иному, чтобы, как он считает, приблизиться к Создателю, или если он приписывает Создателю качества, которых у Него нет, или обращается к Создателю неподобающе.

Аллах сказал:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах»» (43:87)
Каждый новорожденный приходит в мир с этим заветом и убеждением в Единобожии (ханафия). Завет, который был в начале сотворения и был помещен в человека как фитра (врожденная склонность).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах сказал: «Я создал моих рабов как хунафа (ед. ч. Ханиф – верующий в монотеизм), но дьяволы сбили его с этого убеждения»
Тауиль Мухталаф аль-Хадис (ст. 200)

Абу Исхаг аз-Заджадж сказал:
«Согласно хадису, Аллах создал людей склонными верить в Него. Аллах вывел из чресл Адама все его потомство подобно мелким частицам, и они засвидетельствовали, что Он их создатель. Аллах сказал:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это — для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого»» (7:172)
Каждый новорожденный относится к тем, кто засвидетельствовал, что Аллах их создатель.
Что касается слов «фитра Аллаха» (30:30), то это религия Аллаха, склонность к которой Он вложил в человека.
Маани аль-Куран ва-Иаабуху (4/185).

Ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал:
«Это указывает на то, что они были созданы с естественной склонностью признания Аллаха как Господа. Как сказал Аллах:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». (7:172)
Этот аят ясно указывает на их признание и свидетельство относительно привитого им знания о том, что Аллах их Господь. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры»

Относительно признания единственности Аллаха, когда люди были выведены из чресл Адама, некоторые ученые объясняют, что Аллах заставил их говорить и заставил их принести свидетельство. Но подобное объяснение не было подтверждено каким-либо сообщением от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и аят не указывает на это».
Джами ар-расаиль, ибн Теймия, Рашад Саалим, 1/11

Он (да помилует его Аллах) также сказал:
«Что же касается слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры, а затем его родители делают из него иудея, христианина, или зороострийца», то правильным мнением является то, что Фитра Аллаха (естество) – это естественная склонность к Исламу, естественная склонность, которая была внушена Аллахом в тот день, когда Он сказал: «Разве не я ваш Господь?» - Они ответили: «Да»» (7:172)

Это означает, что каждый новорожденный появляется на свет чистым от заблуждений и имеет склонность к истинным убеждениям.
Ислам – это подчинение одному лишь Аллаху. Это смысл «Ля-иляха-иль-Аллах». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) привел пример этому: «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры, а его родители делают из него иудея, христианина или зороострийца; также как как животные выводят на свет потомство с целыми конечностями; разве бывают деформированные какие-либо из них?» Этот хадис объясняет, что здоровое сердце и отсутствие в нем врожденных заблуждений подобно здоровому телу, а все дефекты появляются в последствии.
Передается в сахих Муслима, что Ийад ибн Химар сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе кудси: «Я создал всех своих рабов со склонностью служению одному Мне, но дьяволы пришли к ним и сбили их с религии. Они запрещали им то, что Я разрешил; они приказывали придавать сотоварищей наряду со Мной, но Я не ниспосылал с ними какой-либо силы»
Маджму аль-Фатава, 4/245.

Ибн Каййим аль-Джаузия (да помилует его Аллах) сказал:
«Лучше всего объясняет смысл этого аята хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый ребенок рождается в состоянии фитры, и затем его родители делают из него иудея или христианина». Завет, который Аллах взял с них и свидетельство, которое Он принял от них касается их самих, и подтверждение, того, что они подтвердили относится к фитре (естественной склонности) вложенной в них, потому что Аллах использовал это (фитру) как довод против них, но Он не использовал в качестве довода то, что никто не может узнать или вспомнить; напротив, это общее знание и то, что все люди могут признать.
Ахкам ахлю-ль-зимма (2/949)

Аль-Алляма ас-Сади (да помилует его Аллах) сказал:
Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я - не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого».
Когда же Он вывел их из утроб их матерей и чресл отцов, Он «заставил их засвидетельствовать против самих себя «Разве Я — не ваш Господь?» - Он приказал им засвидетельствовать, что Он является их Господом, на основе того, что Он установил в них как естество, что Он их Господь, Создатель и Попечитель.
«Они сказали: «Да» - мы признаем это, потому что Аллах создал Своих рабов с естественной склонностью к верному пути монотеизма. Поэтому, каждый обладает этим естеством, но это естество может измениться и быть измененным, по причине неправильных убеждений, под влияние которых человек может попасть.
Поэтому «Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это — для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Так, Мы испытали вас, задав этот вопрос, для того, чтобы вы подтвердили, то, что было внушено вам в качестве естества, что Аллах ваш Господь, чтобы вы не отвергали этого в День Воскрешения и чтобы вы признали все это, и что бы не смогли заявить, что вам не было известно о доводе Аллаха против вас и что вы не знали этого; нет, это ваша беспечность и отвлеченность привела к подобному (исходу). Но сегодня нет у вас оправданий, и абсолютный довод Аллаха установлено против вас».
Тайсир аль-Кярим ар-Рахман (стр. 308)


Во-вторых:
Относительно того, что спрашивающий говорил о нашей жизни как о второй жизни, так как первой считается та жизнь, когда люди были выведены из чресл Адама и с них был взять завет, согласно аятам суры аль-Араф.

Эти две жизни и две смерти были упомянуты в аятах:
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)
Мнение о том, что это подразумевается под двумя смертями и двумя жизнями является слабым и должно быть отвергнуто.
Абу Хаййан (да помилует его Аллах) сказал:

Существуют различные точки зрения относительно этих двух смертей и двух жизней, которые Аллах упомянул и напомнил нам о них, как о благословении:

1. Первая смерть - это состояние небытия до создания; первая жизнь – это создание; вторая смерть – это обычная смерть в этом мире; вторая жизнь – это воскрешение в День Суда. Таким было мнение ибн Масуда, ибн Аббаса и Муджахида.

2. Первая смерть – обычная смерть в этом мире; первое рождение – это рождение для спроса; вторая смерть – это смерть в могиле после спроса и вторая жизнь – это воскрешение.

3. Первая смерть – в утробе, потому что человек мертв (в смысле, что не живет), пока душа не будет вдохнута в него; и вторая смерть – это обычная смерть этого мире; а вторая жизнь – это воскрешение;

4. Первая смерть – это когда арабы были неизвестны; первая жизнь – это когда они стали известны и почтены этой религией и к ним пришел этот Посланник; вторая смерть - это обычная смерть в этом мире; второе рождение – это воскрешение. Это было мнением ибн Аббаса.

5. Первая смерть – это когда Адам был создан из глины. Первая жизнь – это когда в вас была вдохнута душа, таким образом люди стали существовать. Вторая смерть – это обычная смерть - это обычная смерть этого мира; второе рождение – это воскрешение.

Ибн Кясир (да помилует его Аллах) сказал в тафсире 28 аята суры Бакара:

Аллах Всевышний указывает на доказательство Своего существования и силы, и на то, что Он – Создатель, контролирующий Своих рабов, словами: «Как вы можете не верить в Аллаха?» - как вы можете отрицать Его существование или придавать ему сотоварищей?
«тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас?» - вы были небытием, затем Он создал вас. И Он говорит: «Были ли они созданы из ничего или они сами создатели? Или они создали небеса и землю? Нет, но у них нет твердой веры» (52:35-36).

И Он сказал: «Разве не прошел над человеком срок, когда он был вещью не поминаемой» (76:1). И много других аятов рассказывают об этом.
Суфьян ас-Саури передал от ибн Исхака, от Абуль-Ахваса, от Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): относительно аята «Они сказали: «Господь наш! Ты умертвил нас дважды и даровал нам жизнь дважды» (40:11). – и этот аят подобен аяту из суры Бакара: «как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)
Ибн Джурайдж передал от Ата, от ибн Аббаса: «вы были мертвы, и Он оживил вас» - означает, что вы были мертвы в чреслах ваших отцов; вы были ничем, пока Он не создал вас. Затем Он умертвит вас истинной смертью, затем Он вернет вас к жизни при воскрешении. И это подобно аятам: «Господь наш! Ты умертвил нас дважды и даровал нам жизнь дважды» (40:11)
Ад-Даххак передал от ибн Аббаса относительно аята: ««Господь наш! Ты умертвил нас дважды и даровал нам жизнь дважды» (40:11)»: вы были прахом, до того, как Он создал вас, и это первая смерть. Затем Он оживил вас и создал вас, и это первая жизнь. Затем, Он умертвит вас, и вы отправитесь в свои могилы, и это вторая смерть. Затем, Он воскресит вас в День Воскрешения, и это вторая жизнь. Получается две смерти и две жизни. и этот аят подобен аяту из суры Бакара: «как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)
Нечто подобное было передано от ас-Судди, с иснадом от Абу Малика; и от Абу Салиха, от ибн Аббаса; и от Мурра, от ибн Масуда; и от некоторых сахабов; и от Абуль-Алиа, аль-Хасана аль-Басри, Муджахида, Катады, Абу Салиха, ад-Даххака и Ата-аль-Хурасани.

Ас-Саури передал от ас-Судди, от Абу Салиха: и этот аят подобен аяту из суры Бакара: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28) – Он вернет вас к жизни в могиле, затем умертвит вас.
Ибн Джарир передал от Юнуса, от ибн Вахба, от Абдуррахмана ибн Зейда ибн Аслама: « (подразумевается, что) Он создал им в чреслах Адама, затем он взял завет с них, затем Он умертвил их, затем Он создал их в утробах, затем Он умертвил их, затем Он вернет их к жизни в День Воскрешения.
Это подобно аяту, в котором Аллах сказал: «Господь наш! Ты умертвил нас дважды и даровал нам жизнь дважды» (40:11)
Это мнение и то, что следовало до него являются странными. Правильным мнением является то, что было упомянуто выше от ибн Масуда и ибн Аббаса и от группы табиинов. И это подобно аяту, в котором Аллах сказал:
«Скажи: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения». Однако большинство людей не знает этого» (45:26)
Состояние человека до существования описано как смерть, потому что общим для эти двух состояния (смерти и небытия) является отсутствие осознанности и чувств, как Аллах сообщил об идолах:
«Они мертвы, а не живы, и не знают они, когда будут воскрешены» (16:21)
И Он сказал: «Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.» (36:33)
Тафсир ибн Кясир (1/213).

Абу Хаййан (да помилует его Аллах) сказал, после упоминания различных мнений о смысле этого аята:
Ибн Атиа отдал предпочтение первому мнению и сказал: «это наиболее правильное мнение, потому что неверные не могли отрицать порядок и последовательность действий. Более того, Аллах вначале говорит: «вы были мертвы» (2:28), а второе умерщвление Он приписывает себе, что и подтверждает подобное понимание (о том, что первая смерть указывает на период небытия).
Если неверные примут факт того, что они были мертвы в смысле, что они находились в небытие, а затем они были оживлены в этой жизни, после чего они умрут в этом мире, то утверждение, что Аллах вернет их к жизни станет сильнее, а их отрицание (жизни после смерти) не будет иметь доказательств.» (конец цитаты от ин Атиа).
И это хорошее толкование».
Бахр аль-Мухит (1/211).

Аш-Шинкити (да помилует его Аллах) сказал:
«Правильным мнением является то, что состояние первой смерти – это период нахождения в виде присосавшейся пиявки (аляг) и в форме жеванного мяса (мудга), в котором нет жизни, пока душа не будет вдохнута в плод; первая жизнь – это так жизнь, которая даруется им в утробах матерей, которые приносят их в этот мир.
Вторая смерть – это смерть в могиле, а вторая жизнь это их возвращение к жизни из могил и воскрешение для суда и воздаяния. Аллах объяснил это в суре Бакара, в которой Он сказал: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)
Аль-Азб аль-Намир (236).
Шейх уль-Ислам ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал:
Правильным мнением относительно аята: ««Господь наш! Ты умертвил нас дважды и даровал нам жизнь дважды» (40:11) – является то, что он подобен аяту, в котором Аллах говорит: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)
Первая смерть произошла до этой жизни, а вторая смерть после этой жизни. И слова «потом оживит вас» указывают на то, что будет после смерти.
Маджму аль-Фатава (4/275).

Аллаху известно лучше.