Вопрос #240287: Правила относительно искренности в деяниях Раб Аллаха должен иметь намерение и исправлять его перед каждым делом. Как это делать? Каковы признаки и правила для того, чтобы узнать делает ли человек все искренне ради Аллаха или нет? Ответ: Хвала Аллаху. Во-первых. Исправление намерения и его утверждение в начале деяния является одной из самых важных вещей, которые должен учитывать мусульманин. Ведь принятие или неприятие поклонения связано с этим, а также с ним связано и праведность или порочность сердца. Если человек желает иметь праведное намерение в своем действии, то он должен обратить внимание на причину, побуждающую его совершать это деяние. Причиной должно быть довольство Аллаха, подчинение Ему и покорность Его велению. Так он будет иметь намерение совершать деяние ради Всевышнего Аллаха. А после этого он должен хранить эту главную причину на протяжении всего деяния, искренне ради Всевышнего Аллаха, не отворачивая сердце от него и не изменяя свое намерение, не отклоняясь от Аллаха и не делая что-то ради другого, кроме Аллаха. Во-вторых. Человек может понять, является ли его намерение искренним, и действует ли он только ради Аллаха, обращая внимание на следующие моменты: — Не совершать дело ради того, чтобы люди увидели его или услышали о нем. Сообщается от Джундуба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Кто желает быть услышанным, Аллах позволит ему быть услышанным. И кто желает быть увиденным, Аллах позволит ему быть увиденным»[1]. Аль-Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-Хаттаби сказал: „Смысл хадиса в том, что если кто-то совершит действие без искренности, но чтобы быть замеченным или услышанным людьми, то ему будет дано это. Аллах сделает его известным и опозорит его, раскрыв то, что он хотел скрыть“. Было также сказано: „Тот, кто своими деяниями ищет славы и престижа среди людей и не стремится к довольству и лику Аллаха, то Аллах дарует ему известность среди тех людей, среди которых он желал быть известным, но для него не будет никакой награды в будущей жизни“»[2]. Аль-‘Изз Ибн ‘Абд ас-Салам, да помилует его Аллах, сказал: «Исключением из желательности скрывать свои дела являются такие из них, которые человек желает показать для того, чтобы им последовали другие люди, или чтобы из этого другие люди получили пользу, например, записывать знания»[3]. — Сердце не должно быть привязано к похвале людей или их упрекам. Ибн аль-Кайим сказал: «Если стопа раба Аллаха укрепится в подчинении (Аллаху) и укрепится в этом положении, то стремление его усилится, а душа его возвысится над похвалой и упреком людей. Поэтому он не станет радоваться похвале людей и не будет огорчаться их упрекам и критике. Это состояние того, кто совершает дела не ради себя, а отдал себя служению своему Господу и сердцем почувствовал сладость веры и убежденности»[4]. — Скрыть дело и оставить его в тайне должно нравится больше, чем показать его. Передается от ‘Асыма, что Абу Уаиль когда молится дома, молился очень тихо. И если бы ему предложили весь мир за то, чтобы хотя бы один человек увидел его, то он не сделал этого[5]. — Следует стараться быть дальше от мест славы и известности, если только в этом нет пользы с точки зрения Шариата. Ибрагим Ибн Адхам, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто стремится стать знаменитым, не верит Аллаху (истинно)»[6]. — Не следует улучшать деяние ради того, чтобы его увидели люди. «Было сказано, что искренность /ихлас/ означает, что внешние и внутренние действия раба Аллаха одинаковы. А показуха /рийа’/ означает, что внешние действия лучше внутренних».[7]. — Следует всегда упрекать свою душу за упущения, не видеть достоинства и заслуг её и верить, что все милости и достоинства у Аллаха. И если бы не Всевышний Аллах, то душа бы погибла. Всевышний Аллах сказал: وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَى مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ أَبَدًا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي مَنْ يَشَاءُ «И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает»[8]. — Следует много просить прощения у Аллаха из-за своих упущений. Ас-Са’ади, да помилует его Аллах, сказал: «Каждый раз, закончив совершать поклонение, рабу Аллаха следует обращаться к Аллаху с просьбой о прощении за упущения и благодарить Его за помощь в совершении его. Он не должен походить на того, кто полагает, что выполнил свои обязанности надлежащим образом и заслуживает высокого положения, и даже хвалится этим перед Господом. Такой человек достоин ненависти, а его деяния заслуживают быть отвергнутыми. Тогда как деяния первого заслуживают быть принятыми, а сам он достоен того, чтобы Аллах помог ему совершить новые праведные дела»[9]. — Следует радоваться помощи Аллаха в совершении праведного дела. Всевышний Аллах сказал: قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِمَّا يَجْمَعُونَ «Скажи: „Это - милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают“»[10]. Мы надеемся, что тот, кто будет заботиться об этом при совершении праведных деяний, будет среди искренних рабов Аллаха. Что касается абсолютной уверенности в искренности совершаемого деяния, то способа сделать этого нет, потому что знание об этом только лишь у Аллаха. Тем не менее, рабу Аллаха следует использовать средства достижения искренности и просить Всевышнего Аллаха об успехе в праведных делах. При этом не имея абсолютной уверенности ни в своей искренности, ни в искренности другого человека. А Аллаху ведомо лучше. ________________________________________________________ [1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6499; Муслим. Ас-Сахих, № 2987. [2] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 11. С. 336. [3] Там же. Т. 11. С. 337. [4] Ибн аль-Кайим. Мадариджу-с-саликин. Т. 2. С. 8. [5] Ахмад. Аз-Зухд. С. 290. [6] Аль-Газали. Их’йа ‘улуму-д-дин. Т. 3. С. 297. [7] См. Ибн аль-Кайим. Мадариджу-с-саликин. Т. 2. С. 91. [8] Коран. сура «Свет» 24:21. [9] Ас-Са’ади. Тафсиру-с-Са’ади. С. 92. [10] Коран. Сура «Юнус» 10:58.
|
|