Вопрос #22899: Значение слова "фитна" В Коране в разных аятах повторяется слово фитна. Есть ли разница в значении этого слова, и какова она? Ответ: Определение слова фитна:
1. Слово фитна, с лингвистической точки зрения содержит смысл «испытание» и «тест». Корень слова взят из фразы фитанту аль фиддах Валь захаб (я проверил (качество) серебра и золота), имея ввиду что я переплавил метал, для того что бы отделить плохое от хорошего. Также, Аллах сказал (перевод смысла) в Коране: «В тот день они будут гореть (йуфтануна) в Огне» (Тахзиб аль Луга, 14:196) Ибн Фарис сказал: «Фа та на – корень, который указывает на испытание» (Мугаййис аль Луга, 4:472). Это основное значение слова фитна в арабском языке. Ибн Асир сказал: «Фитна: испытание, тест.. Слово часто используется для того, чтобы описать тести в которых обнаруживается нечто плохое. Позже, это слово также часто использовалось в отношении куфра, греха, сражения, сожжения, убирания и отклонения. (аль Нихая, 3:410, ибн Хаджар сказал подобное в аль Фатх 13:3) Ибн аль Араби суммируя значения сказал: «Фитна, означает испытание, проверку. Фитна значит богатство, фитна значит дети, фитна значит куфр, фитна значит различие в мнениях среди людей, фитна значит сожжение в огне.» (Лисан аль Араб, ибн Манзур) 2. Значения слова фитна в Коране и Сунне 1) Испытание и проверка. «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению (ла йуфтанун) только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:2) т.е. они будут подвергнуты испытанию, как сказал ибн Джарир. 2) Отвращение от пути и сбивание людьми: «остерегайся их, дабы они не отвратили тебя (йафтинука) от части того, что ниспослал тебе Аллах.» (5:49) 3) Гонение, преследование «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты испытанию (футину), а затем сражались и проявляли терпение.» (16:110) Подвергнуть испытанию – означает гонения. 4) Ширк и куфр, как в аятах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет фитна» (2:193) Ибн Кясир сказал: «это означает ширк» 5) Впадение в грех и лицемерие, как в аяте: «Они будут взывать к ним: «Разве мы не были с вами?» Они скажут: «Да, но вы соблазняли (фатантум анфусякум) самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Соблазнитель (сатана) обманул вас относительно Аллаха.» (57:14) Аль Багави сказал: «т.е. вы ввели себя в лицемерие и вы уничтожили себя посредством греха, желаний и страстей. 6) Смешение истины с ложью, как в аяте: « Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута (фитна) и великое беззаконие» (8:73) Это значит, что «пока верующие берут в близкие друзья родственников, даже и очень близких, на земле будет фитна, т.е. истина будет смешана с ложью» (Джами аль Байн, ибн Джарира) 7) Заблуждение, как в аяте «Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению(фитна), ты не властен защитить от Аллаха» (5:41) Слово фитна здесь употреблено в значении заблуждения. Аль Бахр аль Мухит, Абу Хайан, 4:262 8) Убийство и взятие в плен, как в аяте: «если вы опасаетесь искушения(фитна) со стороны неверующих» (4:101) Имеется ввиду случаи когда кяфиры атакуют Мусульман, в то время как они находятся в молитве или в земном поклоне, для того чтобы убить их или захватить в плен, как было указано ибн Джариром. 9) Разногласие между людьми, как в аяте: «торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту.» (9:47) т.е. они посеяли бы разногласие между вами, как сказано в аль Кашраф, 2:277 10) Сумасшествие, как сказано в аяте: «кто из вас бесноват» (сумасшедший) (68:6) 11) Горение в огне, как в аяте: «Тем, которые подвергли искушению (фатану) верующих мужчин и женщин и не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня» (85:10) Ибн Джарир сказал: «это значение может быть понято из контескта» (Фатх 11:176) Примечание: Ибн Гайм сказал: «Относительно слова «фитна», когда Аллах приписывает его Себе или обращение пророка к Нему, как в аяте: «Таким образом Мы искушали одних из них другими,» (6:53) ислова Муссы: «Воистину, это является всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в заблуждение» (7:155), то они несут в себе различный смысл. Это испытание от Аллаха для Своих рабов посредством благого и плохого, бедствий и благословений. Это одно значение. Но фитна для мушриков совсем другое. Фитна или испытание верующих посредством богатства, детей и соседей отлична от фитны которая происходила между сподвижниками Али и Муавии,….» (Заад аль Маад, 3, стр 170) |
|