Вопрос #22438: Места и времена, в которых принимается мольба

Места и времена, в которых принимается мольбаВопрос: Когда, где и при каких обстоятельствах принимается мольба? Как следует понимать слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «после предписанных молитв»? Будет ли получен ответ на мольбу отца за ребенка или против него? Я надеюсь, что вы разъясните эти вопросы.

Ответ:
Хвала Аллаха
Есть много времен и мест, в которых принимается мольба. Например:
1. В ночь Предопределения. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды я спросила: «О, посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении ночи Предопределения, что мне следует говорить?». Он сказал: «Говори: «О Аллах, поистине, Ты – Прощающий и любишь прощать, так прости же меня!» /Аллахумма, инна-кя’ Афуввун тухыббу-ль-’афва, фа-’фу ‘анни/.
2. Посреди ночи и в предрассветное время, когда Аллах нисходит к нижнему небу, чтобы удовлетворить нужды Своих рабов и облегчить их тяготы. Он говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?». Аль-Бухари, 1145.
3. После предписанных молитв. Передается, что Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?». Он сказал: «На ту, с которой к Аллаху обращаются в последнюю треть ночи, а также после предписанных молитв». Ат-Тирмизи, 3499; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи».
Между учеными существуют разногласия по поводу слов «после предписанных молитв»: означает ли это мольбу до таслима или после?
Шейх уль-Ислам ибн Теймия и его ученик Ибн аль-Кайим считали, что до таслима. Ибн Теймия сказал: «Слово «дабр» относится к части целого, как например, слова «сзади животного» (дабр аль-хаюан). См. «Заад аль-Маад», 1/35.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Любые мольбы в конце молитвы – это до приветствия, а любые поминания Аллаха в конце молитвы – это после приветствия. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха:
فإذا قضيتم مناسككم فاذكروا الله قياماً وقعوداً وعلى جنوبكم
«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боку» (Женщины 4:103).
См. «Мольба», шейх Мухаммад аль-Хамд, стр. 54.
4. Между азаном и икамой. Передается в достоверном хадисе, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба, с которой обращаются к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается». Абу Дауд, 521; ат-Тирмизи, 212. См. «Сахих аль-Джами», 2408.
5. Во время призыва на обязательную молитву и во время столкновения рядов противников в бою. Передают со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две мольбы не отвергаются: мольба, с которой обращаются к Аллаху во время призыва к молитве, и мольба, с которой обращаются к Аллаху во время битвы, когда противники сходятся друг с другом». Абу Дауд; достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джами», 3079.
6. Во время ниспослания дождя. Сообщают со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две мольбы не отвергаются: мольба во время призыва и мольба под дождем». Абу Дауд; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 3078.
7. Час в ночи. Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть ночью такое время, когда Всевышний Аллах обязательно дарует человеку, исповедующему Ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного то, о чем он просит Его в это время, и это бывает каждую ночь». Муслим, 757.
8. Час в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть в пятницу такой период, когда Аллах обязательно дарует Своему рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чем он попросит Его в это время» – после чего сделал рукой знак, желая указать на непродолжительность этого периода времени». Аль-Бухари, 935; Муслим, 852.
9. Во время питья воды Зам-зам. Сообщают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вода Зам-зам для того, для чего она пьется». Ахмад; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 5502.
10. Во время земного поклона. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен имАллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается вовремя совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами в такие моменты» Муслим, 482.
11. Во время крика петуха, потому что в хадисе говорится: «Если вы услышали крик петуха, то просите у Аллаха Его милости, так как петух увидел ангела». Аль-Бухари, 2304; Муслим, 2729.
12. При произношении мольбы:
لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» /Ля иляха иля Анта, субханака, инни кунту мин-з-залимин/ (Пророки 21:87). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольбой обитателя рыбы (Йунуса), когда он находился в животе у рыбы, было: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». И если какой-нибудь мусульманин попросит у Аллаха посредством этой мольбы, Аллах обязательно ответит ему!». Ат-Тирмизи; хадис достоверный, «Сахих аль-Джами», 3383. Аллах говорит:
وذا النون إذ ذهب مغاضباً فظن أن لن نقدر عليه فنادى في الظلمات أن لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين فاستجبنا له ونجيناه من الغم وكذلك ننجي المؤمنين
«Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!».
Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (Пророки 21:87-88).
Аль-Куртуби говорит в толковании этого аята: «Аллах сообщает в этом аяте, что Он ответит тому, кто взывает к Нему, подобно тому, как он ответил Зун-Нуну (Йунусу) и спас его. И это то, что означают Его слова «Так Мы спасаем верующих»». См. «Аль-Джами ли Ахкам иль-Куран», 11/334.
13. Мольба во время беды со словами: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!». Сообщается, что Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва иннаиляй-хи раджиун. Аллахумма-джур-ни фи мусыбатива-хлюф ли хайран мин-ха/, – Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее». Муслим, 918.
14. Мольба людей после смерти человека. Сообщается, что Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел к Абу Саламе, когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие покойного стали громко причитать, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин!». Муслим, 2732.
15. Мольба больного. Сообщается, что Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда будете находиться у постели больного (покойного), говорите только благое, ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин». А когда умер Абу Салама, я пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала ему: «О посланник Аллаха, поистине, Абу Салама умер!»,- на что он сказал: Говори: «О Аллах, прости меня и его и дай мне хорошую замену ему /Аллахумма-гфир ли ва ля-ху, ва а’кыб-нимин-ху ‘укба хасанатан/)». И я произнесла эти слова, а потом Аллах заменил мне его тем, кто был для меня лучше него – Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха)». Муслим, 919.
16. Мольба притесненного. В хадисе говорится: «Остерегайся мольбы притесненного, так как между ним и Аллахом нет преграды». Аль-Бухари, 469; Муслим, 19. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба притесненного принимается, даже если он грешник, а его грехи против него же». Ахмад. См. «Сахих аль-Джами», 3382.
17. Мольба родителя за своего ребенка, мольба постящегося и мольба путника. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три мольбы не будут отвергнуты: мольба родителя за своего ребенка, мольба постящегося и мольба путника». Аль-Байхаки; См. «Сахих аль-Джами», 2032; «Ас-Сахиха», 1797.
18. Слова мольбы родителя против своего ребенка, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три мольбы будут приняты: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя против своего ребенка». Ат-Тирмизи, 1905; См. «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад», 372.
19. Мольба праведного ребенка за своих родителей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Деяния человека прекращаются после его смерти, кроме трех дел: продолжающаяся милостыня, праведный отрок, молящийся за него, или знание, которым пользуются». Муслим, 1631.
20. Мольба во время солнечного зенита до молитвы зухр. Передают со слов Абдуллы ибн ас-Са’иба (да будет доволен им Аллах), что обычно перед обязательной полуденной молитвой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в четыре раката, как только солнце начинало клониться к закату, он говорил: «Поистине, это такое время, когда открываются небесные врата, и я хочу, чтобы в это время благое дело, совершенное мной, возносилось к этим вратам. Ат-Тирмизи; хадис с достоверным иснадом. См. «Тахридж аль-Мишкат», 1/337.
21. Мольба при просыпании ночью после произнесения определенной мольбы для этого. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек проснется ночью и скажет: «Нет бога кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», а потом скажет: «О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/», или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята». Аль-Бухари, 1154.