Вопрос #223721: Увеличивается ли награда, если в отношении одного деяния несколько намерений? Умножается ли награда, если в одном и том же действий человек имеет несколько намерений. Например, человек совершает два рака’ата добровольной утренней молитвы, намереваясь совершить сунну утренней молитвы, молитву после омовения и молитву приветствия мечети. Ответ: Хвала Аллаху. Да, вознаграждение увеличиться, если намерений несколько. Если мусульманин вошел в мечеть после того, как совершил омовение, и совершил, имея намерение, совершить добровольную утреннюю молитву, а также молитву омовения и молитву приветствия мечети, то он получит награду за то, что он намеревался совершить. Воистину, Аллах обладает великой милостью. Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек начнет молитву, намереваясь совершить обязательную молитву, а также молитву приветствия мечети, то молитва его будет верна, и он получит награду за обязательную молитву и за приветствие мечети»[1]. Аль-Газали сказал: «(Совершение) поклонения… связано с намерением, и с точки зрения верности, и с точки зрения приумножения награды. Основой является намерение совершить это поклонение только ради Всевышнего Аллаха и никого иного. Если человек станет совершать поклонение напоказ, ради показухи, то это станет грехом. Награда увеличивается, если увеличивается количество намерений. При совершении одного поклонения можно иметь несколько намерений, и за каждое намерение человек получит награду /хасана/, а каждая награда увеличивается в десять раз, как это передается в хадисе. Например, сидение в мечети — это поклонение, у которого может быть множество намерений, посредством которых человек может достигнуть степени приближенных к Аллаху. 1. Он, веря, что это дом Аллаха, и что каждый из входящих в него является посетителем Аллаха, надеется, что получит после посещения Всевышнего Аллаха то, что обещал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует: „Сидящий в мечети является посетителем Всевышнего Аллаха, а правом хозяина перед посетителем является проявление гостеприимства“. 2. Он может ждать одну молитву за другой. 3. Он может проводить время в поклонении, удерживая свой слух, зрение и остальные части тела от движений и блужданий. Так как и’тикяф — это удерживание, которое схоже с постом; это один из видов послушания. 4. Он может сосредоточиться мыслями и думать об Аллахе, размышлять о Последнем Дне, отрешаясь от всего, что отвлекает от этого. 5. Он может сконцентрироваться на поминании Аллаха или слушании поминания Аллаха и того, что напоминает о Нем. 6. Он может вознамериться приносить пользу другим людям своими знаниями, повелевать добро и порицать скверное; потому что в мечети всегда могут быть люди, которые неправильно молятся или делают то, что запрещено в таком месте. 7. Он может познакомиться с братьями по вере. 8. Он может оставить грехи из стыда пред Всевышним Аллахом, а также из стыда делать в доме Аллаха то, что нарушит его святость и неприкосновенность. <…> Таковы способы увеличения количества намерений, которые могут быть применены во время выполнения любого поклонения или дозволенного действия. Потому что какой бы вид поклонения не рассмотреть, оно обязательно будет возможность иметь несколько намерений. Верующий может добавить столько намерений, сколько захочет, в зависимости от его готовности совершить благодеяние, от его усилий в этом и от его размышлений об этом. Таким образом его деяния будут увеличиваться, а награды за них /хасана/ множиться»[2]. Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Когда человек совершает малое омовение, после он совершает молитву в два рака’ата с намерением совершить добровольную молитву после малого омовения. Но если он войдет в мечеть после малого омовения, то он совершает молитву в два рака’ата с намерением совершить молитву приветствия мечети и молитву после малого омовения. И тогда у него будет две награды: одна за молитву после малого омовения, а другая за молитву приветствия мечети. Хвала Аллаху, щедрость Которого огромна. А если этот человек совершит эту молитву с намерением совершить дополнительную молитву перед обязательной полуденной, то есть он совершил малое омовение, вошел в мечеть и вознамерился совершить добровольную молитву перед молитвой зухр, молитву после малого омовения и молитву приветствия мечети, то он получит за это награду. Хвала Аллаху»[3]. А Аллах знает лучше. ________________________________________________________ [1] Ан-Науауи. Аль-Маджму’. Т. 1. С. 325. [2] Аль-Газали. Их’йа ‘улуми-д-дин. Т. 4. С. 370-371. [3] Ибн Баз. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 11. С. 57. |
|