Вопрос #21949: «Адам был сотворен по образу Милостивого»
Я спрашиваю о правильном понимании хадиса: «Адам был сотворен по образу Милостивого»
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Этот хадис передан от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах создал Адама по его образу..,» Бухари (6227) Муслим (2841)

Относительно хадиса «Не (причиняйте друг другу вреда) и не говорите: «Пусть сделает Аллах твое лицо ужасным», потому что Адам был сотворен по образу Милостивейшего», то он был оценен как даиф шейхом Албани в аль Силсила аль Даифа (1176)

Возможно спрашивающий смущен этим хадисом, из-за аята в котором Аллах говорит (перевод смысла): «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий.» (42:11)
Ученые ответили на эту проблему двумя путями: коротким и более детальным.

Короткий ответ это то, что невозможно, чтобы хадис противоречил словам Аллаха (перевод смысла): «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий.» (42:11)

Если мы найдем способ сопоставить их, то хорошо, иначе мы скажем:
««Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом.» (3:7)
Мы верим, что ничего не подобно Аллаху и поэтому мы обезопасим себя пред Аллахом. Это слова Аллаха, и это слова Его посланника. Поэтому, мы скажем: аят показывает, что ни одно Его творение не похоже на Аллаха, и хадис подтверждает, что у Аллаха есть образ. Оба истина и мы верим в них, мы говорим, что оба от нашего Господа, и после храним молчание. Это все, что мы можем делать.
См. Шарх аль Ваитиййах, Ибн Усеймин

Относительно детального ответа:
Этот хадис доказывает, что у Аллаха есть Образ, и что Аллах создал Адама по Своему Образу.
Но в этом хадисе нет ничего, что указывало бы, что образ Адама похож на Образ Аллаха, подобное значение абсолютно ложное и не имелось ввиду Пророком, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий.» (42:11)
То, что один связан с другим не значит, что они идентичны во всех аспектах, напротив они связаны, потому что у них есть общие атрибуты, но это не значит, что атрибуты идентичны.

На это указывают слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Первая группа вошедшая в Рай будет в образе полной луны ночью» Бухари (3327) Муслим (2834)

Этот хадис не значит, что они войдут в Рай в форме точно повторяющей луну во всех смыслах, иначе это значило бы, что они войдут в Рай без глаз и ртов, или как камни.
Этот хадис указывает на то, что они будут красивы как луна и светлыми, с сияющими лицами, и т.д.
Поэтому, если вы скажете: Какой Образ у Аллаха и какой образ у Адама? Мы говорим, что Аллаха есть Лицо и Глаза и Руки и Стопы, но из этого не следует, что Он похож на человека. Существует много вещей с похожими качествами, но это не значит что они идентичны, также как первая группа людей, которая войдет в Рай, сравнена с луной, это не значит что они подобны луне. Это подтверждает веру Ахли Сунны Валь Джамаа, что ни один из атрибутов Аллаха не может быть подобным атрибуту творения, и они не отрицают и не дают неправильно толкования Божественным атрибутам, и они не уподобляют их атрибутам людей.

См. Шарх аль Агида аль Васитийа, Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин

Для получения дополнительной информации смотрите: Шарх Китаб аль Таухид мин Сахих аль Бухари, шейха Гунаймаана, 2:33-98, в котором он приводит длинную цитату от Шейх уль Ислама ибн Теймии, отвечающие на неправильное трактовку этого хадиса Ахли кялам и тех кто согласен с ними.