Вопрос #21701: Использование имущества отца, занимающегося ростовщичеством
Я молодой мусульманин, хвала Аллаху, и у моего отца есть деньги. Он услышал фетву шейха Тантави о том, что разрешено брать банковские проценты и он положил деньги в банк и стал получать проценты. Я убежден, что подобное запрещено, и я старался убедить его оставить подобное, но безуспешно.
Есть ли грех на мне, моих братьях и матери? Я просил отца обещать не тратить на нас из денег, которые получает за счет ростовщичества. Что нам следует делать? Если эти деньги будут потрачены на нас, то как нам быть? Аллах благословил меня работой в Саудии и мой отец оплатил мою поездку, и я не знаю получены эти деньги от ростовщичества или нет. Считаются ли харамом эти деньги или нет? Я надеюсь, что вы можете дать мне совет.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Нет греха на детях того, кто имеет дело с риба, даже если он тратит деньги (полученные исключительно на проценты) на их еду, одежду или поездки, если у них нет другого источника заработка. Они должны давать наставления своему отцу подобающим образом. Если можно найти иные средства заработка на жизнь, или им не нужны эти деньги на необходимые вещи, то они им следует обойтись без них.

Шейх ибн-Усеймин сказал:
«Если заработок отца запрещенный, тогда необходимо делать ему наставления. Вы можете дать ему совет сами, если способны, или можете попросить помощи ученых, которые могут убедить его, или его друзей, которые могут объяснить, что необходимо остерегаться подобного запрещенного заработка. Но если не возможно, тогда вы можете использовать (эти деньги) в мере необходимого, и нет на Вас греха в этом случае, но вам не следует брать больше, чем необходимо, по причине сомнительности относительно дозволенности использования денег того, кто зарабатывает запрещенным образом».
(Фатава Исламия, 3/452)

Если, отец занимавшийся ростовщичеством умер, то его наследники должны избавиться от ростовщических денег и вернуть хозяевам, если они известны. В противном случае, им следует избавиться от них потратив на благотворительность, отдав отдельным людям или организациям. Если же трудно определить точную сумму, которая является процентами, то им следует разделить на две части, взяв одну часть и раздав другую.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия был спрошен о человеке, который совершал риба (ростовщичество), и который оставил после себя имущество и сын знал о состоянии отца – является ли дозволенным сыну наследовать это имущество?
Он ответил: в отношении суммы, которая известна сыну как сумма полученная от ростовщичества, то ему следует избавиться от нее, или вернув владельцу, если возможно или раздав в качестве милостыни. Оставшаяся сумма не является запрещенной для него.
Сумма в отношении которой он сомневается - мустахабом является не брать ее, кроме случаев когда необходимо оплатить долг или потратить на находящихся на иждивении. Если отец умер, участвуя в таких ростовщических операциях, которые разрешены некоторыми факихами, то можно использовать эти деньги. Если халал и харам смешаны до такой степени, что трудно определить долю, то следует разделить на две половины.
Маджму аль-Фатава, 29/307

И Аллаху известно лучше.