Вопрос #21673: Внешние и внутренние деяния Что более важнее – справляться с чувствами и мыслями, которые Аллах не любит, например гнев, злость, показуха, высокомерие, жестокость сердца и т.д. которые присуще сердцу или уделить внимание внешним дополнительным делам таким как молитва, пост и другие акты поклонения и выполнения обещаний, не смотря на то, что в сердце присутствуют другие вещи? Пожалуйста, дайте совет, да вознаградит вас Аллах за благо. Ответ: Вся хвала Аллаху.
Некоторые из упомянутых действий являются обязательными, и поэтому обязательному следует дать предпочтение, как Аллах сказал в хадисе кудси, переданный от Его Посланника: «Мой раб не приближается ко Мне чем-нибудь более любимым Мне чем через религиозные обязанности, которые Я предписал ему», затем Он сказал: «И Мой раб продолжает приближаться ко Мне дополнительными деяниями, пока Я не полюблю его» Внешние физические действия не принимаются и недействительны до тех пор пока они не будут соответствовать деяниям сердца, потому что сердце подобно королю и другие органы подобны солдатам. Если король грешный, то и солдаты грешны. Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть в теле кусок плоти: если он здоров то и все тело будет здорово, а если он болен, то и все тело будет больным» Также, скрытые деяния сердца неизбежно влияют на внешние физические деяния. Поэтому следует отдать предпочтение тому, что более важно, как бы это не называлось внешним или внутренним. Возможно, то что называется внутренним может быть более обязательным, как например очищение от зависти и высокомерие, потому что это более важно чем дополнительные деяния. Или деяния описанные как внешние или физические могут быть лучше, например гийамулейль (ночная молитва), которая лучше чем просто оставление некоторых мыслей, которые бывают в уме, например ревность и т.д. Внутренние и внешние деяния поддерживают друг друга и молитва удерживает от греховных деяний и создает страх Аллаха и имеет другие важные эффекты. Молитва является лучшим из деяний и милостыни. Аллаху известно лучше. Шейх уль Ислам ибн Теймия, Маджму аль Фатава, 6:381 Поэтому, нет разделения между исправлением внутреннего и исправлением внешнего или физического. Внешние акты поклонения, которые человек выполняет физическими органами – если он делает их ради Аллаха – вне всяких сомнений будут влиять на внутреннюю природу. Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сказать ли мне о том что уберет зло сердца? Пост три дня каждый месяц» (Передано Насаи 2386, оценен как сахих шейхом Албании в сахих ан Насаи, 2249). Зло сердца это затаенная вражда, ненависть и зависть. Одним из наиболее важных средств излечения болезней сердца является изучение и размышление над текстами, которые включают предупреждения тому, кто оставит эти болезни гнить в сердце, как в хадисе в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в Рай человек, у которого в сердце есть мизерная часть высокомерия» (Муслим, 91) И хадис, в котором говорится, что Ад сказал: «Моя доля – высокомерные» (Бухари 4850, Муслим 2846) И хадис: «В День Воскрешения высокомерие будет собрано как муравьи в форме человека» (Тирмизи 2492, оценен как хасан шейхом Албании в Сахих аль Тирмизи, 2025) И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Болезнь нации, которые были до вас начала распространяться среди вас: зависть и ненависть. Это сбривает. Я не говорю, что это сбривает волосы, но сбривает религию. Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай пока не уверуете, и вы не уверуете пока не полюбите друг друга. Не указать ли мне на то, посредством чего вы полюбите друг друга. Распространяйте салам среди вас» (Передано Тирмизи 2510, оценен как Хасан шейхом Албании в Сахих аль Тирмизи 2038) Кто с искренностью будет размышлять над подобными предупреждениями о болезнях сердца, тот вне всяких сомнений очистит от них свое сердце и тот будет искать помощь в совершении внешних актов, моля Господа об очищении сердца от ненависти, зависти, злобы и т.д. как Аллах сказал, описывая молитву верующих (перевод смысла): «Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал.» (59:10) Аллаху известно лучше |
|