Вопрос #21018: Опасность поспешности в издании фетв
Некоторые муфтии на спутниковых каналах отвечают на все вопросы подряд, без исключения. На собраниях, некоторые люди, когда задают вопрос, стараются опередить других в ответе, и каждый хочет заговорить раньше другого. Каков хукм подобного поведения?
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Ибн аль-Къайим сказал: «Праведные предшественники из числа сподвижников и табиинов не любили спешить с фатвой. Никто из них не хотел брать на себя эту ответственность. Если же они видели, что у них нет выбора, кроме как ответить, они прилагали все усилия, чтобы найти правильный ответ из Корана, Сунны и слов праведных Халифов, и только потом выносили решение (фатву). Абду-Ллах б. аль-Мубарак сказал: Рассказал нам Суфьян со слов Атаа б. аль-Саиб, со слов Абд ар-Рахмана б. Аби Лайла, который сказал: «Я встречал сто двадцать сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не было среди них расказывающего, которому не хотелось бы, чтобы вместо него говорил его брат, и не было ни одного выносящего решение, которому не хотелось бы, чтобы вместо него это сделал его брат». Имам Ахьмад сказал: Рассказал нам Джарир со слов Атаа б. ас-Саиб, со слов Абд ар-Рахмана б. Аби Лайла, который сказал: «Я встречал сто двадцать ансаров из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не было среди них ни одного, которого бы спрашивали о чем-то, чтобы ему не хотелось, чтобы его брат ответил вместо него. И не было среди них ни одного, который рассказывал бы что-то, чтобы ему не хотелось, чтобы говорил его брат вместо него».

Малик передал от Яхья б. Саида, что Бакир б. Ашадж рассказал от Муавия б. Аби Айаш, что он сидел с Абд-Аллахом б. аз-Зубайр и Асимом б. Умар и к ним подошел Мухаммад б. Ийас б. аль-Букайр и сказал:

«Один житель пустыни три раза развелся со своей женой. Что вы думаете об этом?». Абд-Аллах б. аз-Зубайр сказал: «Мы ничего не можем сказать про это. Иди к Абд-Аллху б. аль-Аббас и Абу Хурайре, я только что оставил их у Аиши, жены Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, затем вернись к нам и расскажи (что они сказали)». Я пошел и спросил их. Ибн Аббас сказал Абу Хурайре: «Дай ему ответ, о Абу Хурайра, сдесь есть проблема». Абу Хурайра сказал: «Один талакъ делает её разведенной, а три талякъа делает её запретной, пока она не выйдет замуж за другого».

Малик передал от Яхья б. Саида, что Ибн Аббас сказал: «Любой, издающий фатву по каждому заданному вопросу, является сумасшедшим». Малик сказал: «Дошло до меня нечто подобное от Ибн Масуда».

Сахнун б. Са’ид сказал: «Самый смелый из людей, издающих фетвы – это тот, у кого меньше всех знаний. Человек, бывает, постигнет один род знаний, и думает, что вся истина заключается в этом».

Я говорю:

- Причиной смелости в вынесении фетв бывает или недостаток знаний, или их обилие. В случае недостатка знаний, человек отвечает на все вопросы подряд, не имея знаний. В случае обилия знаний, он в состоянии ответить на многие вопросы, и именно поэтому, Ибн Аббас был одним из тех сподвижников, который дал фатвы больше всех. Мы уже упоминали, что его фатвы были собраны в 11 томов. Саид б. аль-Мусайиб также издал много фетв, и его называли «аль-Джариъ» (смелый), как упомянул Ибн Вахб от Мухаммада б. Сулеймана аль-Муради, от Абу Исхака, который сказал: «В те времена я привык видеть, что когда человек спрашивал о чем-нибудь, люди перенаправляли его от одного маджлиса (собрания) к другому, пока его не приводили к маджлису Саида б. аль-Мусайиба, потому что другие не хотели давать ему фатву». Он сказал: «Они называли Саида б. аль-Мусайиба аль-Джариъ»».

Сахьнун сказал:

- Я запомнил некоторые вопросы, в которых есть восемь мнений восьми ведущих ученых. Как я могу поспешить дать ответ перед тем, как я узнаю, какое из этих мнений правильное? И почему кто-либо должен порицать меня в том, что я воздержался от ответа? Ибн Вахб сказал: «Рассказал нам Ашхаль б. Хьатим от Абд-Аллаха б. Авн, от Ибн Сирина: Хузайфа сказал: «Тот, кто дает фатву, принадлежит к одному из трех категорий: тот, кто знает, что было отменено из Корана, или амир, у которого нет выбора, кроме как дать фатву, или это дурак, который занимается тем, что его не касается». Он (вероятно речь об Ибн Сирине) сказал: «Я не являюсь одним из двух первых, и не хочу быть третьим из них».

«И’лям аль-Муваккъи’ин», 1/28-29.