Вопрос #20214: Виды джихада
В наши дни джихад фарз для каждого мужчины?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Во первых:

Джихад бывает разных видов, некоторые из которых обязательны для каждого дееспособного и некоторые обязательны для общины в целом – т.е. если часть людей выполнит это, то с других снимается ответственность.
Некоторые виды джихада мустахаб.
Jihad al-nafs (джихад против себя) и jihad al-Shaytaan (джихад против шайтана) являются обязательными для каждого дееспособного человека.
Джихад против мунафиков (лицемеров), кяфиров (неверующих) и лидеров заблуждения и нововведения обязательны для общины в целом.
Физический джихад (т.е. сражение) против кяфиров может быть индивидуальной обязанностью для всех кто способен, при определенных условиях:
Ibn al-Qayyim (рахимахуллАх) сказал:
Джихад бывает четырех видов: Jihad al-nafs (джихад против себя), jihad al-Shaytaan (джихад против шайтана), джихад против кяфиров и джихад против лицемеров.
Jihad al-nafs (джихад против себя) бывает четырех видов:
1 – Приложение усилий для изучения Ислама, без которого нельзя добиться успеха и счастья в этом мире и в Следующем; если этот вид упускается то человек попадает в несчастья этого мира и мира следующего.
2 – Приложение усилий для действий согласно тому, что было изучено. Знание без действия, даже если это не принесет вреда, но и пользы тоже не принесет.
3 – Приложение усилий по призыву других в Ислам, обучая тех кто не знает об этом. Иначе, мы будем из тех кто утаил ниспосланное Аллахом наставление и учение и это не принесет пользы и не спасет от наказания Аллаха.
4 – Приложение усилий для проявления терпения в трудностях при призыве людей к Аллаху и перед нападками людей; переносить все это ради Аллаха.
Если человек достиг всех этих четырех этапов, то он будет одним из rabbaaniyyeen (изучивших религию и практикующий то, что знает и призывающий других. См. Aal ‘Imraan 3:79). Саляфы считали, что ученый не заслуживает того, чтобы его называли rabbaani до тех пор пока он не познает истину и не будет действовать в соответствии с этим и не будет обучать других. Тот кто учит, действует в соответствии со знаниями и у кого есть знания, тот будет назван великим в небесном царстве.

Джихад против шайтана состоит из двух видов:
1 – Отвержение сомнений, которые он наущает разрушая веру
2 – Борьба против него для того чтобы избежать пагубных желаний, к которым он призывает .
Первый вид джихада реализуется через твердость веры и второй через терпение.
Аллах сказал (перевод смысла):
«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения.» (32:24)

Аллах сказал нам, что лидерство в религии достигается через терпение и убежденность в вере. Терпение устраняет желания и убежденность устраняет сомнения.
Джихад против кяфиров и лицемеров бывает четырех видов: сердцем, языком, имуществом и собой. Джихад против кяфиров больше связан с физическим сражением, в то время как джихад против лицемеров больше связан с использованием слов и идей.

Джихад против предводителей угнетения и нововведений бывает трех видов:
Джихад рукой (т.е. физический джихад, сражение) если есть возможность.
Если это не возможно, то следует совершать джихад языком (т.е. высказываясь вслух).
Если это не возможно, то следует вести джихад сердцем (т.е. ненавидя зло и чувствуя, что это неправильно)
Это 13 видов джихада и «Кто умрет без сражения или намерения на сражение умрет смертью лицемера» (Муслим, 1910).
Zaad al-Ma’aad, 3/9-11)

Шейх Абдуль Азиз ибн Бааз (рахимахуллАх) сказал:

«Джихад бывает разных видов, собой, имуществом, дуа, обучением и наставлением, помощью в совершении благого. Величайшей формой джихада является джихад собой (т.е. сражение), затем следует джихад имуществом, затем джихад речью и наставлением других. Дават также является частью джихада. Но величайшей формой является участие в сражении»
(Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz, 7/334, 335)

Во вторых:
Идея совершения физического джихада прошла через разные этапы, зависившие от состояния мусульманской уммы.
Ibn al-Qayyim (рахимахуллАх) сказал:
«Первым что было ниспослано это приказ читать во Имя Господа, Создателя. Это было началом пророчества, когда Аллах приказал читать, но не распространять этого. Затем Он ниспослал слова (перевод смысла):
« О завернувшийся!
Встань и увещевай!» (74:1-2)
Так он стал Пророком со слов «Икра» (читай) и стал Посланником со слов «О завернувшийся». Затем Аллах приказал ему предостеречь близких родственников, затем предостеречь людей, затем предостеречь арабов живших поблизости, затем всех арабов, затем все человечество. Он продолжал призывать их в течении десяти лет от начала Пророчества без войны или принуждения к джизья; ему было приказано воздержаться, быть терпеливым и прощающим.
Затем было дано разрешение переселиться и было дано разрешение сражаться.
Затем ему было приказано сражаться с теми кто сражается с ним и воздержаться от сражения с теми кто не сражался с ним.
Затем Аллах приказал ему сражаться с мушриками, чтобы религия была для Аллаха.
После того, как джихад был предписан ему, кяфиры затем были разделены на три категории:
Те у кого был договор о перемирии
Те с кем он вел войну
И те кто жили под защитой и правлением Исламского государства»
(Zaad al-Ma’aad, 3/159)

В третьих:
Правилом в отношении физического джихада против кяфиров явлется то, что он обязателен для всей общины (fard kafaayah).
Ибн Кудама сказал:
«Джихад обязателен для всей общины, если часть людей примет в нем участие, то с остальных обязательство снимается»
Фард кифайа означает, что если в нем не участвует необходимое число людей, то все люди совершают грех, но если необходимое число людей принимает в нем участие, то с остальных снимается грех. Вначале, приказ адресуется всем, как в случае с фард айн, но в случае с фард кифайа обязательство снимается, если другие люди выполнят его, в отличии от фар дайн, когда обязательство не спадает если кто-нибудь его выполнит. Джихад является фард кифайа, согласно большинству ученых»
(al-Mughni, 9/163)
Шейх Абдуль Азиз ибн Баз сказал:
«Мы объяснили ранее, что во многих случаях джихад является фард кифайа, а не фард айн. Всем мусульманам предписано поддерживать братьев собой (т.е. физически, присоединяясь к ним), или деньгами, оружием, даватом и советом. Если достаточное количество из них отправляется (сражаться), то с других снимается грех, но если никто из них не сделает этого, то все они грешники.
Мусульмане в Саудовской Аравии, Африке, Северной Америке и в других местах обязаны делать все возможное, и если в одной из стран джихад, то окружающие страны должны спешить помочь им, в начале самые близкие, затем близкие. Если одна или две, или три, или больше стран способны выполнить обязательства, то остальные освобождаются от ответственности. Они заслуживают того, чтобы им помогли, и обязательно помогать им против врагов, потому что они притеснены.
Аллах предписал джихад всем мусульманам, и они должны сражаться против врагов Аллаха, пока их братья не одержат победу. Если они не сделают этого, то они грешники, но если достаточное количество людей примет участие, то остальные освобождены от греха»
(Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz, 7/335)

В четвертых:
Физический джихад против кяфиров становится обязательным в четырех случаях:
1. Когда мусульмане находятся в положении джихада
2. Когда враг атакует мусульманские земли
3. Когда правитель призывает людей, то они должны ответить
4. Когда в человеке нуждаются и никто иной не может выполнить задачу кроме него.

Шейх Ibn ‘Uthaymeen said:
Джихад обязателен и становится фард айн, если человек находится на там где идет сражение.
Это первая ситуация в которой джихад становится индивидуальной обязанностью, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (8:16)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что бегство от наступающей армии является одним из грехов, которые вводят человека в Ад. Он сказал: «Избегайте семи грехов, которые вводят человека в Ад…» среди которых он упомянул о бегстве от наступающей армии. (согласованный хадис)
Но Аллах сделал исключение в двух случаях:
1- Когда это является частью маневра, т.е. когда отступление совершается для укрепления
2- Когда идет присоединение к другой группе, когда сообщается о существовании другой группы которая может быть разбита и отряд отступает для увеличения их числа. Но при это не должно быть риска самому отряду; если есть риск отряду, то не разрешено отправляться к другой группе. В этом случае джихад является фард айн и не разрешено убегать.

Вторым случаем когда джихад становится индивидуальной обязанностью, это когда город окружается врагами. Тогда человек обязан сражаться защищая город, Потому что когда город окружен, нет иной альтернативы, кроме как защищать его. Когда враг препятствует входу и выходу из города, препятствует поставкам провизии и т.п. то в этом случае люди обязаны сражаться для защиты своего города.
Третьим случаем является случай, когда лидер призывает людей; лидер (имам) – высший пост в государстве, но не обязательно чтобы он был лидером всех мусульман, потому что долгое время у мусульман не было единого лидера (хилифа).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайте и подчиняйтесь, даже если над вами будет правит Абиссинский раб». Поэтому, если человек становится лидером, то его словам следует подчиняться и слушаться.
(al-Sharh al-Mumti’, 8/10-12).