Вопрос #20191: Метод поиска знаний Что нужно человеку, чтобы стать исламским ученым? Ответ: Вся хвала Аллаху. Поистине ты спросил о великом деле, но это легко тем, кому это облегчил Аллах. Знание – это путь к успеху, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кому Аллах желает добра – даст понимание в религии». (Согласованный хадис). Этот хадис означает, что Аллах не дает понимания в религии тому, кому Он не хочет добра. Аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: - Место знаний – впереди слова и дела, так как Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (Коран, 47:19) и начал со знаний, и потому, что ученые – наследники пророков, он унаследовали знания, а тот, кто взял это, тот получил огромное счастье, а тот кто следовал пути получения знаний, тому Аллах облегчит путь в рай, и сказал, да возвеличится Его поминание: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28), «но разумеют их только обладающие знанием» (Коран, 29:43), «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (Коран, 67:10), «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знания проходят с изучением». И сказал Ибн Аббас: «Будьте духовными наставниками, кроткими, понимающими. Духовный наставник – это тот, кто обучает людей сначала более простым знаниям перед тем, как перейти к сложным». Передается, что Кайс ибн Касир, сказал: - Пришел один мужчина из Медины к Абу Дардаъ, когда он был в Дамаске, и он сказал ему: «Что привело тебя, о мой брат?» Тот ответил: «Хадис. До меня дошло, что ты рассказывал его от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Он сказал: «Разве ты не пришел по делам?» Он сказал: «Нет». Он сказал: «Разве ты не пришел для торговли?» Он сказал: «Нет, я пришел только для того, чтобы услышать этот хадис». Он сказал: «Поистине я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто отправился в путь, желая получить знания, Аллах облегчит ему путь в Рай. Поистине, Ангелы расстилают свои крылья, выражая свое довольство ищущим знания, и просят прощение для знающего те, кто в небесах и на земле, и даже рыба в воде. А превосходство ученого перед поклоняющимся подобно превосходству Луны над звездами. Поистине, ученые – наследники пророков, а пророки не оставили в наследство ни динара, ни дирхама, но они оставили в наследство знания, и тот кто взял их – получил огромное счастье». Хадис передал ат-Тирмизи (2606), и подтвердил его достоверность аль-Албани. Это лишь некоторые достоинства знаний, и это только верхушка айсберга. Если бы мы взялись говорить о всех достоинствах знаний, то это заняло бы слишком много времени. Возможно то, что мы упомянули, послужит напоминанием для того, кто способен понимать и умеет слушать. Также смотри ответ на вопрос под номером (10471) Что касается метода получения знаний, прежде всего это – боязнь Аллаха (тавфикъ) осознание того, что ты находишься под Его наблюдением в скрытом и явном. Затем, следует учиться у ученых, знание и религия которых заслуживают доверия. И если ты нашел ученого, в котором есть эти качества, то держись за него и советуйся с ним о методе получения знаний. А если ты не нашел ученого, то поищи ищущего знания, и если ты не найдешь, то учись, прослушивая записи и читая основные книги. А если ты спросишь, какие книги нужно изучить, то ответ в следующем: В изучении шариатских наук, прежде всего, нужна постепенность. Для каждого направления науки есть определенные книги, но первым, что ты выучишь, должна быть акида (вероубеждение). Затем науки, которые помогут понять Книгу Аллаха и Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, т.е. грамматику арабского языка, усуль аль-фикх (основы фикха), мусталяхь аль-хадис (терминология хадиса), а затем фикх и тафсир… Но прежде всего выучи наизусть Коран, потому что все науки изучаются для того, чтобы понять Коран правильным пониманием. Вот список книг, расположенных в порядке очередности: В вероубеждении (акида): Начни с книги «Три основы» (Усуль ас-Саляса), затем «Книга Единобожия» (Кита бат-Тавхид), затем «Отведение сомнений» (Кашф аш-Шубухат), написанные шайхом Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, а затем книга «Серединное Вероубеждение» (аль-Акида аль-Васитийа) Шайха Ислама Ибн Таймийа. После того, как ты закончишь изучение этих книг, и выучишь их наизусть, перейди к изучению книги «Аджрумийа», это книга морфологии, а затем книга «Усуль мин Ильм аль-Усуль», это книга основ фикха, а затем книга «Усуль ат-Тафсир». Эти две последние книги Мухаммада ибн Усаймина, да помилует его Аллах. После этого перейди к изучению книги «Сорок хадисов ан-Навави», затем «Умда аль-Ахькам», обе – книги хадисов. Затем перейди к изучению фикха. Не плохо будет, если ты будешь изучать тексты книг по фикху одного из признанных мазхабов, например книга «Бидая ас-Саликин», «Умда аль-Фикхи», Матн Аби Шуджаа, Матн Халиль. Конечно же у нас нет цели слепо следовать одному из мазхабов, у нас цель, чтобы твое обучение было постепенным и построено на признанных основах, пока ты не укрепишься в изучении знаний, а после этого ты будешь следовать доводам, и не будешь слепо следовать определенному мазхабу. И будь внимателен, вышеуказанные книги нужно выучить наизусть и понимать их. Старайся добывать записи ученых, которые делают шарх (объяснение) этих книг, как например шейх Абд аль-Азиз Ибн Баз, шейх Мухаммад ибн Усаймин, шайх Абд-Аллах ибн Джибрин и другие. А затем, после книг фикха, перейди изучению тафсира. Начни с книги тафсира «Тайсир аль-Карим ар-Рахьман фи Тафсир калам аль-Маннан, которую написал шейх Саадий, да помилует его Аллах, а потом тафсир Ибн Касира. Это самые важные книги, которые должен выучить требующий знания. После того, как ты закончишь их изучение, есть другие, более важные книги, и мы укажем тебе на них, но только после того, как ты закончишь изучение уже упомянутых. Оставайся с нами на связи. Шейх Мухаммад Солихь аль-Мунаджид. |
|